К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Инвестиция в себя: кому и зачем нужны программы Executive MBA


Образовательные программы Executive MBA представляют собой бизнес-курсы для состоявшихся руководителей —собственников бизнеса и топ-менеджеров высшего звена, которые хотят не получить, а развить уже имеющиеся навыки управления. Стоимость EMBA в России начинается от пары сотен тысяч и доходит до семизначных сумм за 1–2 года обучения, зарубежные программы обходятся еще дороже. Стоят ли они того?
Екатерина Барабанова
Екатерина Барабанова
Эксперт в области образовательных технологий и развития человеческого капитала. Более 15 лет занимается корпоративным образованием в крупных компаниях, консультирует по вопросам HR и управления талантами стартапы в ОАЭ, России и США. Директор по развитию персонала Ростелеком. Член экспертного совета факультета менеджмента НИУ ВШЭ. Выпускница Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета.

В корпоративной среде получение степени EMBA (Executive Master of Business Administration) часто рассматривается как возможность перейти в высшую лигу топ-менеджмента. Самостоятельные предприниматели могут воспринимать такие программы как доступ к тайным знаниям и секретным навыкам, которые помогут получить быстрый результат. Но сразу после обучения чудес не случается: прибыль компании не растет, команда по-прежнему не демонстрирует сверхэффективности, диплом не открывает дверь к карьерным вершинам. Почему EMBA часто не оправдывают ожиданий? Чего от них вообще имеет смысл ожидать и как извлечь из обучения максимум пользы?

За чем идти на программы Executive MBA

В первую очередь на EMBA-курсы можно идти за новыми знакомствами и деловыми контактами. В какой-то степени в стоимость программы входит плата за то, чтобы вступить в некий закрытый клуб по интересам, в который входят эксперты в своих областях и потенциальные бизнес-партнеры. На стыке интересов и компетенций участников обучения часто рождаются новые интересные проекты. В частности, в Корпоративном университете Ростелекома есть пример, когда коллаборация студентов, возникшая в процессе прохождения EMBA-программы, запустила кросс-региональный проект с потенциальной прибылью в сотни миллионов рублей.

Второе, на что можно рассчитывать, записываясь на EMBA, — широкие возможности для экспериментов в области менеджмента. Практически все executive-программы предусматривают разного рода бизнес-симуляции и групповую работу. Эти форматы обучения помогают опробовать новые тактики ведения переговоров, прокачаться в публичных выступлениях, проверить результат нестандартных управленческих решений — безопасно, в комфортной обстановке и с мгновенной обратной связью от преподавателя и одногруппников.

Третий плюс EMBA-программ, — выработка самодисциплины и устойчивости к жестким дедлайнам при изучении новых тем. В топовых зарубежных бизнес-школах к каждому занятию нужно тщательно готовиться: штудировать статьи (иногда до 50 страниц текста), знакомиться с кейсами, просматривать обучающие видео. В аудитории же происходит обсуждение самостоятельно изученного материала и отработка сценариев в бизнес-симуляциях. Иными словами, недостаточная самоподготовка выключает студента из дальнейшей работы. Такая организация обучения стимулирует группу готовиться к каждому уроку и не откладывать домашние задания в долгий ящик.

Наконец, четвертое, за чем целесообразно идти на executive-программы, — это профессиональная поддержка. В ней могут быть заинтересованы люди, достигшие так называемого стеклянного потолка. Под ним обычно понимают совокупность общественных стереотипов и внутренних барьеров человека, препятствующих, к примеру, его продвижению по службе. Кроме того, EMBA-программы бывают полезны тем, кто не может решиться на какие-то серьезные изменения в ведении бизнеса, на реализацию собственных идей или разработку нового проекта. Если в описании присутствует формулировка «трансформационный опыт», программа, скорее всего, подразумевает участие коуча. Его ключевая задача — создавать во время обучения и работы в малых группах обстановку, благоприятствующую внутренним изменениям студентов. На таком курсе формируется особая доверительная среда, где можно обсудить свои планы и страхи и получить помощь — если не практическую, то хотя бы психологическую.

Чего не стоит ждать от Executive MBA

Во-первых, российские EMBA-программы часто не оправдывают ожиданий тех, кто рассчитывает освоить зарубежные практики управления бизнесом. В нынешних реалиях, к сожалению, преподавать сюда приезжают либо эксперты, давно отошедшие от дел и оперирующие кейсами 10-летней давности, либо те, кто не пользуется особым спросом у себя на родине. Хорошие специалисты по бизнесу в дефиците и на Западе: они заняты в своих университетах, консультируют корпорации и входят в советы директоров, сосредоточены на исследовательской работе. Пригласить их преподавать в Россию было непросто и раньше, а теперь это стало фактически невозможно. Впрочем, вопрос, насколько применим западный опыт к российским реалиям также остается открытым. Даже самые успешные иностранные бизнес-технологии могут оказаться бесполезны без адаптации к специфике ведения бизнеса и особенностям рынка нашей страны. Вполне возможно, что методики менеджмента, которые задействуются в Китае и на Ближнем Востоке, могут принести российским управленцам большую пользу. В плане бизнес-культуры, управления рискам и др., эти регионы гораздо ближе к нам, чем те же США, а сотрудничество, в том числе по части образования, сейчас активно налаживается. В программе EMBA Школы управления «Сколково», например, появился международный модуль с выездом в Гонконг или Шэньчжэнь.


Многим отечественным EMBA недостает хороших примеров для разбора. Корпоративный университет Ростелекома совместно с НИУ ВШЭ пишет бизнес-кейсы для программ по продуктам компании. Практика показывает, что такие примеры студенты воспринимают лучше, чем истории о незнакомых заводах Южной Америки, позаимствованные из учебников по менеджменту.


Во-вторых, от EMBA не следует ждать скорого возврата инвестиций. Обучение по программам требует достаточно больших финансовых вложений, которые, по мнению многих потенциальных студентов, должны окупиться через карьерный рост и сопутствующее повышение зарплаты. Однако реализация этого плана может затянуться, так как конкуренция за высокие должности остается большой и степень EMBA далеко не всегда становится решающим фактором принятия решения при отборе кандидата на пост. Важно трезво оценить, какое влияние окажет обучение именно в вашей карьерной ситуации и оправдает ли диплом вложенные средства.

Наконец, сомнительна эффективность EMBA как источника знаний об инновациях в управлении. Дело в том, что бизнес-технологии обновляются ежегодно и образовательным организациям крайне сложно трансформировать программы в соответствии с трендами. Пока методисты и преподаватели собирают теоретическую базу, обобщают опыт компаний и готовят учебные материалы, бизнес запускает пилотные проекты, получает обратную связь от пользователей, учится на своих ошибках и идет дальше. Оставаться в авангарде технологических изменений скорее помогут референс-визиты (встречи с клиентами, партнерами, стейкхолдерами для получения отзывов и сбора мнений о каком-либо продукте), взаимодействие с технологическими стартапами, а также сделки M&A (от англ. mergers and acquisitions — «слияние и поглощение»), при которых между компаниями-участниками, например относящимися к разным высокотехнологичным секторам экономики, происходит взаимный трансфер технологий и знаний.

На что обратить внимание при выборе EMBA

Если после изучения всех за и против было принято решение записаться на EMBA, следующим шагом становится выбор программы, требующий не менее взвешенного подхода. Вот основные аспекты, на которые целесообразно обратить внимание на этом этапе:

  • Преподаватели. Первым делом нужно понять, каким опытом обладают опытом обладают лекторы. Скажем, менеджеру, которому в скором будущем предстоит оптимизировать операционную эффективность в своей компании, будет полезен опыт профессора, решавшего аналогичную задачу в крупных организациях. Если в открытом доступе информации о преподавателях недостаточно, можно обратиться к ним через организаторов обучения и задать дополнительные вопросы.
  • Предмет изучения. Курсы EMBA по определению предполагают ориентированность на практику, однако очень важно понять, на какую именно. На рынке образовательных услуг есть executive MBA самой разной направленности: отраслевые, с фокусом на разные аспекты ведения бизнеса и т. д. Для будущих студентов важны конкретные управленческие методики, изучаемые в рамках курса. Например, тем, кто собирается на EMBA, желая повысить свою продуктивность на бизнес-переговорах, необходимо разобраться, какие будут рассматриваться переговорные техники и школы, на чем в программе сделан акцент: на процедуру или на инструменты коммуникативного воздействия и т. д.
  • Состав группы. В описаниях EMBA нередко приводится собирательный портрет представителя целевой аудитории курса или даже список «Клуба Alumni» — выпускников предыдущих потоков. Эта информация дает представление о том, с кем предстоит учиться вновь поступившим. Некоторые программы предусматривают квоту для отдельных корпораций, в этом случае велика вероятность, что многие из студентов будут представителями крупных игроков — для руководителей малого бизнеса это может оказаться недостатком. Свою роль играет и численность групп — в малых, как правило, проще наладить личные контакты.
  • Формат обучения. Как уже говорилось, ценность программ EMBA во многом заключается в том, что они на 1–2 года объединяют в образовательном пространстве людей с богатым управленческим опытом — им точно есть, о чем рассказать друг другу. Поэтому желательно, чтобы структура и форматы обучения предоставляли условия для обмена знаниями. Тем, кто идет на EMBA в первую очередь за контактами и связями, следует обратить внимание на долю командных заданий. Зачастую их выполнение влечет за собой стрессовый опыт, который становится ярким воспоминанием для студентов и облегчает нетворкинг. Упор на проектную работу также может стать весомым аргументом в пользу программы — если заранее продумать темы для учебных проектов, которые перекликаются с текущими рабочими бизнес-целями. 

Одним из знаков качества программы можно считать ее присутствие в топ-100 мирового рейтинга программ Executive MBA от Financial Times. В разные годы в него входили три российских EMBA: Московской школы управления «Сколково», Высшей школы менеджмента СПбГУ и Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. 


Порядок поступления на программы EMBA

Поступление на executive-программы имеет свою специфику. Кроме формальных требований к поступающим (управленческий опыт, базовые знания и т. п.), абитуриентам зачастую приходится писать мотивационное эссе и проходить интервью.

В эссе кандидату следует четко и последовательно перечислить свои ожидания от обучения и цели, которые он преследует, записываясь на программу. Иными словами, оно должно содержать ответ на вопрос «Как я пойму, что обучение принесло хороший результат?». Слишком сухие или общие формулировки могут стать причиной отказа в зачислении, а сложные и интересные примеры из собственной практики, напротив, дать преимущество. На интервью важно показать свою инициативность и готовность делиться опытом — это общемировая практика: при поступлении в западные бизнес-школы на эту тему приходится даже писать отдельное эссе. Кроме того, хорошим тоном считается задать интервьюеру несколько уточняющих вопросов о программе. В идеальном случае опыт абитуриента должен представлять интерес для сокурсников в той же мере, что и их опыт для него.

Иногда бизнес-школы используют дополнительный этап отбора, включающий решение бизнес-кейса. Здесь важно продемонстрировать базовые управленческие навыки: предложенное решение должно подтверждать вашу экспертизу.

Если вы планируете поступление в западную бизнес-школу, особенно из числа топовых, то первым делом вам потребуется подтвердить уровень знания английского сертификатом IELTS или TOEFL, а также аналитических способностей, базовых математических знаний и вербальных навыков абитуриента — для этого нужно сдать GMAT (Graduate Management Admission Test) или GRE (Graduate Record Examinations). Подготовка к этим тестированиям — длительный и трудоемкий процесс, а GMAT к тому же имеет достаточно сложный и строго оцениваемый математический модуль, потому лучше заранее изучить, какие баллы требуются для поступления на выбранную программу (школы всегда публикуют минимальный и медианный балл поступающих) и здраво оценить собственные силы и возможности.

Как извлечь максимум пользы из EMBA

Напоследок несколько универсальных советов, которые могут быть полезны студентам как российских, так и зарубежных EMBA:

  • Не стоит пренебрегать участием в необязательных мероприятиях программы: дополнительных лекциях, спортивных занятиях, а также мастер-классах, тренингах и воркшопах от других участников обучения. Вполне возможно, что именно на них в неформальной обстановке удастся наладить полезные контакты.
  • Многие программы предполагают ведение рефлексивного дневника — но даже если оно не предусмотрено, нужно обязательно поэтапно фиксировать для себя, что каждое занятие открыло нового, как полученные знания соотносятся с уже имеющимся опытом и т. д. Эти записи помогут понять, какие освоенные инструменты можно использовать при решении рабочих задач уже сейчас, какие пригодятся впоследствии. Вдобавок дневник рефлексии будет полезен при построении образовательного маршрута в будущем.
  • На работе руководителю имеет смысл поставить своих прямых подчиненных в известность о том, что он проходит executive-программу, чтобы выдвижение новых предложений и инициатив не стало для них неожиданным. Кроме того, рекомендуется делиться с командой полученными знаниями. Не только потому, что это облегчит реализацию возникших идей, но и потому, что учебный материал в процессе его переупаковки для коллег еще раз переосмысливается, дополняется собственными комментариями студента — а значит, лучше усваивается.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+