Пакистан выплачивает премии родителям студенток
Правительства беднейших стран мира стараются выплачивать небольшие премии молодым людям, которые обучаются на профессиональных курсах. В одних случаях деньги перечисляют родителям, в других — самим детям, если они достаточно взрослые. Подобная практика распространена и в Пакистане.
Сегодня базовыми навыками в ИТ-сфере владеют всего 9% молодых пакистанцев, среди которых преобладают юноши. Чтобы выяснить, что может побудить юных жительниц страны повышать цифровую грамотность, пакистанские и американские ученые провели исследование. Партнером стал некоммерческий фонд Punjab Skills Development Fund (PSDF) — крупнейший в Пакистане поставщик дополнительных образовательных услуг. К настоящему моменту этот фонд обучил более 500 000 малоимущих юношей и девушек. Все они по окончании курсов получили по 5000–6000 пакистанских рупий (около 1600–1800 рублей).
Исследователи отобрали 489 пакистанок 16–22 лет, которые учились в государственных средних школах и колледжах Лахора — второго по численности населения пакистанского города. Все испытуемые выразили желание пройти шестинедельные онлайн-программы по различным направлениям: от бухгалтерского учета до цифрового маркетинга. В случае успешного завершения учебы девушкам или их родителям пообещали выдать международный сертификат и 3000 рупий — около 7,5% среднемесячного дохода семей студенток.
Участниц исследования разделили на шесть групп. В половине групп родители студенток не знали о размере вознаграждения, положенном дочери, — только о своем, если оно предусмотрено. В другой половине родителям было известно, в каких долях распределится премия. В каждой из подгрупп была та, в которой:
- вознаграждение по окончании курса получала сама студентка;
- девушке выдавали 50% премии, остальное переводили на счета родителей;
- 100% суммы перечисляли родителям.
Контрольной считалась группа, в которой родители не знали о премии и не имели права получить ее. Девушки проходили онлайн-курсы в школьном компьютерном классе в свободное от уроков время, родители не могли влиять на ход занятий.
В процессе исследования численность участниц эксперимента постепенно сокращалась. Кто-то столкнулся с техническими проблемами, кто-то не смог совмещать курсы и основное обучение, для некоторых выбранная программа оказалась слишком сложной. Успешно завершили учебу всего 119 девушек (24% испытуемых).
Хуже всех с программой справились члены контрольной группы — сертификаты получили лишь 16% из них. Если вся сумма или ее половина полагались самой ученице, но родители знали об этой выплате, результаты были намного лучше: с обучением справилось 23–26% студенток. Самые высокие показатели продемонстрировали те, чьи родители знали, что получат всю сумму целиком, — в этой группе до конца дошло 32% (вдвое больше, чем в контрольной).
Ученые предположили, что родители, ожидающие выплат за обучение дочерей, очевидно, подбадривали их в процессе учебы, напоминали о необходимости посещать уроки и выполнять задания. Девушки, в свою очередь, получали дополнительную косвенную выгоду от прохождения курсов — одобрение и поддержку родителей.
Авторы работы пришли к заключению, что при выделении материальной помощи студентам нужно учитывать уклад местных семей. Если между младшим и старшим поколением налажена коммуникация, то не важно, кто получит премию по итогам обучения — студентка или ее родители. Если доверительные отношения в семьях региона редки, правильнее предлагать вознаграждение родителям.