Немецкие педагоги необъективно выставляют оценки старшеклассникам
Швейцарские социологи Рихард Неннштиль из Бернского университета и Сандра Гильген из Университета Цюриха задались целью выяснить, насколько объективны учителя при выставлении оценок подросткам. Для этого ученые проанализировали данные о 14 090 девятиклассниках немецких школ, взятые из архива Национального образовательного панельного исследования (NEPS), которое проводил Институт изучения образовательных траекторий Лейбница (Бамберг, Германия) в 2010 году.
Ученые выделили четыре фактора, которые могли влиять на ожидания учителей в отношении образовательных результатов ребенка: пол, вес, этническое происхождение ученика, а также социально-экономический статус его родителей. Эксперты сравнили оценки по математике, физике, химии, биологии и немецкому языку, которые выставляли педагоги в течение года, с результатами стандартизированных тестов на проверку знаний.
Исследование подтвердило, что выделенные факторы действительно воздействуют на объективность оценки. Например, девочки чаще получали незаслуженно высокие баллы по немецкому языку, математике и биологии, чем мальчики. По физике, напротив, более высокие отметки, чем следовало, выставлялись мальчикам.
Детям с лишним весом, из малоимущих семей, а также принадлежащим к этническим меньшинствам учителя чаще занижали оценки по всем предметам, особенно по немецкому языку. Примечательно, что у учащихся, которые относились сразу к нескольким уязвимым группам, разрыв между реальным уровнем знаний и текущими оценками выражался сильнее. Например, педагоги существенно занижали оценки детям иммигрантов, имеющим лишний вес, и в той же степени завышали их ученикам из немецких семей с высоким социально-экономическим статусом.
Авторы исследования полагают, что, если школы введут более четкие критерии оценивания знаний, субъективные факторы будут меньше влиять на показатели успеваемости школьников.