Педагоги немецких колледжей тратят на преподавание только треть рабочего времени
Мангеймский университет и Ассоциация учителей профессиональных школ Баден-Вюртемберга (BLV) провели совместное исследование, чтобы выяснить, как распределяется нагрузка на педагогов немецких колледжей.
Эксперты опросили более 1100 преподавателей и выяснили, что проведение уроков отнимает у них только треть рабочих часов (33%). Еще 23% уходит на подготовку к занятиям и проверку письменных заданий. Оставшиеся 44% времени учителя тратят на решение административных вопросов, общение с родителями, организацию и проведение внеклассных мероприятий, а также контроль за порядком в перерывах между парами. Согласно полученным данным, самый большой объем дополнительной работы ложится на плечи молодых специалистов и преподавателей-женщин.
Вопрос о чрезмерной нагрузке педагогов поднимается в Германии не впервые. Более раннее исследование ученых Мангеймского университета показало, что педагоги ссузов трудятся сверхурочно около трех часов в неделю. Ассоциация учителей профессиональных школ Баден-Вюртемберга неоднократно заявляла в вышестоящие инстанции, что и без того перегруженные преподаватели училищ и колледжей вынуждены брать на себя все больше дополнительных обязанностей. Сами учителя и директора учебных заведений периодически критикуют действующую модель расчета рабочего времени педагогов. Рабочим, согласно правилам, считается только время, затраченное непосредственно на преподавание, — часы же, уходящие на подготовку к занятиям, проверку заданий и прочую внеурочную деятельность, не учитываются.
Председатель BLV Томас Шпек считает, что власти предпринимают недостаточно усилий, чтобы облегчить учителям жизнь. Он требует сократить количество проверочных работ, пересмотреть расчет рабочего времени преподавателей и увеличить численность административного персонала в учебных заведениях. В противном случае, заявляет Шпек, перегрузки рано или поздно скажутся на здоровье педагогов.
В настоящее время ассоциация обращается к преподавателям с призывом добиваться справедливости через суд, в частности требовать доплат за сверхурочную работу и освобождения от административных задач. В начале года двое учителей уже обратились в Административный суд Штутгарта с исками против федеральной земли Баден-Вюртемберг. Истцы представили доказательства того, что отработали в прошлом году более 2000 часов — вместо 1800, положенных госслужащим, однако из-за действующей системы учета рабочего времени не получили компенсаций за дополнительный труд. Педагоги и поддерживающая их ассоциация надеются, что суд примет их сторону и этот прецедент поможет усилить давление на власти и приблизить назревшие реформы.