К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не за вредность: кому и зачем выдают молоко в разных странах

Фото: prostooleh, Freepik
Фото: prostooleh, Freepik
В Монголии стали раздавать молоко школьникам. Аналогичную практику в разное время внедряли во многих странах, включая СССР и современную Россию. Основная цель проекта — гарантировать получение детьми нужного количества кальция, витамина D и белка.

С 1 мая 2024 года примерно 20 000 учеников младших и средних классов в столице Монголии Улан-Баторе начали получать по 150–200 мл молока три раза в неделю. Треть необходимого бюджета на этот проект выделила мэрия города, вторую добавляют районные власти, третью — родители. Причиной запуска программы стали результаты исследования, показавшего, что монгольские школьники получают в два-три раза меньше кальция, чем необходимо, страдают от недостатка витамина D и проблем с зубами. Хотя традиционная монгольская культура тесно связана с животноводством, многие семьи до сих пор питаются в основном мясом, рисом и лапшой, а молочные продукты (кумыс и йогурт) употребляют в пищу только летом.

Монгольские чиновники сообщают, что опирались на опыт соседей — Китая и Южной Кореи, где подобные программы реализуются уже давно.

В рацион китайцев молоко вошло только в ХХ веке, поначалу производилось далеко не по всей стране и распространялось в сухом виде. Тем не менее напиток сразу сочли полезным для детей и пожилых людей. Его возросшая доступность стала символом успешной работы компартии, провозгласившей, что «новый китаец» скоро сможет выпивать по стакану молока каждый день. В 1980-е годы, когда Китай все больше открывался миру, местных жителей поразило, насколько иностранцы выше и сильнее их. Китайцы также заметили, что японцы, некогда схожие с ними по фенотипу, сильно выросли после Второй мировой войны. Среди прочего это связали с тем, что американцы раздавали в японских школах молоко и яйца, в то время как китайские дети, особенно в провинции, продолжали питаться преимущественно рисом и овощами и получали недостаточно белка. В 1999 году в КНР началась всенародная кампания под лозунгом «Стакан молока в день — два сантиметра роста в год». Сегодня уже десятки миллионов юных китайцев регулярно пьют молоко в школе. Исследования подтверждают, что это позитивно влияет на рост детей. Ближайшая цель национальной молочной программы — довести охват до 32 млн школьников в день и предложить им также кисломолочные продукты и сыр. Начиная с 2010 года в некоторых бедных районах Китая детсадовцы и младшие школьники наряду с молоком бесплатно получают каждый день по сваренному вкрутую яйцу.

В Южной Корее снабжать школьников молоком, кисломолочными продуктами и сыром начали еще в 1981 году. Сегодня в стране каждый учащийся в возрасте от 7 до 18 лет вправе получать по 200 мл молока примерно 250 дней в году, в том числе в каникулы. Программа не только способствует поддержанию здоровья детей, но и обеспечивает субсидии производителям молока. 60% затрат покрывает фонд развития животноводства, 40% — местные власти. Для детей из малообеспеченных семей все продукты бесплатны, для остальных цены снижены. Корейские ученые выявили положительную корреляцию между присутствием в рационе молочных продуктов и высокой мотивацией к учебе и успеваемостью по таким предметам, как родной язык, математика и обществознание.

Практика предоставления школьникам бесплатного или субсидируемого молока настолько широко распространена в мире, что в последнюю среду сентября даже отмечается Всемирный день школьного молока. Проекты, связанные с раздачей этого продукта, в большинстве стран проходят по одному и тому же сценарию. Все начинается, когда государство уже достаточно развито, но находится в сложных условиях и многие дети не получают дома необходимого количества питательных веществ. Программа раздачи молока поддерживает здоровье детей, одновременно стимулируя рост сельского хозяйства и промышленности. На фоне положительных результатов проект расширяется, охватывая все большее количество школьников. Наконец, уровень недоедания и бедности снижается и потребность в программе остается лишь у части населения. Тогда раздачу постепенно ограничивают и запускают дискуссии по поводу ее оправданности. К финальному этапу подошли пока лишь несколько стран.

Еще в начале ХХ века молоко не было популярным продуктом: оно считалось дорогим и потенциально опасным — через него передавались различные инфекции, от туберкулеза и брюшного тифа до холеры и сибирской язвы. Но по мере того, как в мире распространялись методы пастеризации и стерилизации, а в молоке обнаруживалось все больше полезных веществ, интерес к нему возрастал — в частности, как к простой, не требующей термообработки, высокопитательной пище для детей.

История раздачи молока детям началась в Великобритании в 1920-е годы — в непростой период после окончания Первой мировой войны. В 1940 году, когда из-за нацистских бомбежек королевство оказалось на грани выживания, власти начали бесплатно раздавать молоко детям и беременным женщинам. Школьники получали тогда по трети пинты (около 190 мл) в день. Пережившие ряд реформ, программы раздачи молока действуют в стране до сих пор. Все дети от 0 до 5 лет вправе получать молоко бесплатно. Британцам в возрасте от 5 до 18 лет из малоимущих семей оно тоже предоставляется бесплатно, а остальным детям этого возраста — по значительно сниженной цене. В отличие от большинства стран, в Великобритании предлагают не только коровье молоко, но и овечье, козье, низко- и безлактозное, пастеризованное и ультрапастеризованное, с небольшим количеством сахара или меда, а также йогурт без добавок. В последние десятилетия в Соединенном Королевстве ведутся активные дискуссии о пользе и вреде коровьего молока. С его употреблением связывают развитие аллергии, проблем с пищеварением и кожей, даже диабета и рака. Поэтому вместо коровьего молока предлагается ввести в рацион детей побольше зелени, овощей, орехов и растительного молока.

Еще одна страна-пионер в области раздачи молока в школах — Мексика. Первая подобная инициатива была запущена там в 1929 году. По сей день 250 мл молока в день — утвержденный государством компонент завтраков в местных школах.

В Новой Зеландии раздача полупинт (примерно 280 мл) бесплатного молока началась в 1937 году и уже через три года охватывала более 80% школьников страны — это был первый в мире опыт такого масштаба. Поначалу каждому ребенку полагалось еще и яблоко. Программа раздачи молока была отменена в 1967 году, однако в 2013-м ее возобновили — теперь уже только для начальной школы.

В упомянутой выше Японии еще с послевоенной поры молоко остается неотъемлемой частью школьного питания. В 99% начальных и 84% средних школ детям предлагают молоко на завтрак. Средний рост шестилетних японцев за это время увеличился на 10%: со 139 до 153 сантиметров.

В американских школах, детских садах, интернатах и летних лагерях реализация полупинт бесплатного или субсидированного молока началась в 1942 году и была закреплена специальными актами в 1954 и 1966 годах. Однако в 2012 году в США запретили давать школьникам цельное и даже двухпроцентное молоко. Сейчас в учебных заведениях доступно лишь молоко с 1% жира или полностью обезжиренное. Причина — избыток насыщенных жирных кислот в рационе многих юных американцев. Эксперты опасаются, что богатый этими кислотами молочный жир усугубит ситуацию и будет способствовать ранним инфарктам и инсультам. Тем не менее все последние годы велись дискуссии о разумности этого запрета. Порожденный ими «Закон о цельном молоке для здоровых детей», который возвращает цельное и частично обезжиренное молоко в школы и признает его безопасным, поддержали и демократы, и республиканцы, а недавно он был одобрен нижней палатой парламента США. Сейчас закон проходит обсуждение в Сенате. Вместе с тем в ходе дискуссий предлагалось запретить в начальных и средних классах американских школ подслащенное молоко со вкусовыми добавками, например шоколадное. В итоге власти приняли решение сохранить его в меню: дети пьют такое молоко намного охотнее, а польза от дополнительных питательных веществ перевешивает вред от добавок. Однако уровень сахара и соли в нем, как и в школьных йогуртах, будет снижен.

Многие страны ЕС также вводили программы раздачи молока в школах. Например, французским детям 6–11 лет начали давать в школе горячее подслащенное молоко еще в 1954 году. Юных финнов кормят бесплатными завтраками рекордно долго — с 1943 года. Поначалу, во время Второй мировой войны, в школе им давали только суп или кашу, а молоко и хлеб приходилось приносить из дома. Но вскоре потребность в этом отпала. Сегодня молоко — коровье или растительное, свежее или в виде простокваши — обязательная часть школьного завтрака в Финляндии. С 2017 года в ЕС реализуется единая программа одновременного продвижения в школах субсидированных овощей, фруктов и молока — предпочтительно без добавок вроде сахара и ароматизаторов.

В XXI веке к раздаче молока в школах прибегают все новые страны. В 2008 году власти Парагвая приняли стандарт школьного питания, по которому каждому ребенку ежедневно полагается по 200 мл молока. В Эквадоре с 2009 года при поддержке государства каждый будний день школьникам выдается 200 мл обогащенного молока с разными вкусами, а также печенье с полезными добавками. По недавним подсчетам, сегодня молоко получают более 160 млн детей в 62 странах.

Йемен — одна из беднейших стран мира, где 45% детей страдают от необратимых задержек развития из-за недоедания, а во многих школах даже нет электричества, — еще одно государство, в котором запустили программу раздачи молока. С октября 2023 года компания Tetra Pak в сотрудничестве с местными и международными организациями помогает 10 000 йеменских школьников получать асептически упакованное, не требующее хранения в холодильнике и регулярных расходов на транспорт, обогащенное витаминами и микроэлементами молоко. Ожидается, что эта мера не только улучшит здоровье детей, но и станет для них дополнительным стимулом к учебе (порой школьный завтрак — их единственный прием пищи за день), а тем самым поможет повысить уровень грамотности в стране. Кроме того, программа позволит местным животноводам зарабатывать больше за счет поставок молока в школы, что тоже позитивно скажется на жизни йеменцев. Наконец, школьников учат не выбрасывать, а складывать и сдавать упаковку, что должно воспитывать ответственное отношение к охране окружающей среды. После завершения начальной фазы проекта и анализа ее результатов Tetra Pak планирует участвовать в разработке новых полезных продуктов для школьного питания на основе молока и злаков. Схожие программы в 2022–2023 годах были запущены в Уганде, Бангладеш и на Филиппинах, в 2019 году — в Шри-Ланке.

Программы по раздаче бесплатного молока существовали и в нашей стране. В СССР молоко выдавали ученикам начальных классов на первой перемене. В 1990-х проект закрыли — но позже возродили в ряде бывших союзных республик. В современной России ему на смену пришел проект «Школьное молоко», запущенный в 2005 году. В его рамках ученики общеобразовательных школ ежедневно получают 200 мл молока. Программа охватывает более 20 млн школьников в 20 регионах (состав участников постоянно меняется, всего их было около 50). В большинстве субъектов федерации молоко получают только ученики 1–4-х классов, но в некоторых его предлагают также в средней и старшей школе. По данным программы, здоровье регулярно пьющих молоко школьников существенно улучшилось по целому ряду показателей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+