Жара мешает учиться: как образовательная система подстраивается под изменение климата
Климат оказывает существенное влияние на разные сферы жизни человека — от экономической до психологической. Он определяет график жизни и работы, заставляя подстраиваться под меняющиеся погодные условия. Так происходит во многих странах и регионах мира.
Согласно отчету Всемирной метеорологической организации, самым разрушительным ударам погодной стихии в мире подвергается Азия. Наиболее серьезной проблемой метеорологи назвали засуху — но волны жары грозят сравняться с ней по трагичности последствий. Самое жаркое время года в регионе приходится на апрель и май. В 2024 году феномен Эль-Ниньо принес в Южную и Юго-Восточную Азию дополнительную волну горячего сухого воздуха: температура в тени весной превышала 40 °С, а ощущалась как 50 °С и больше. В такой ситуации бангладешское отделение Save the Children — международной гуманитарной организации, занимающейся защитой прав детей, — обратилось к лидерам мирового сообщества с призывом учесть интересы детей, страдающих от глобального потепления.
Азиатские школы отреагировали на повышение температуры переходом на дистанционный формат обучения. Руководители учебных заведений поняли: пребывание детей в классных комнатах без кондиционера, да и сама дорога в школу и обратно в жару могут стать смертельно опасными. Сообщения об обмороках, носовых кровотечениях, судорогах, гипертонических кризах и других проблемах со здоровьем у учеников и учителей привели даже к тому, что многие школы в разгар жары закрылись.
Профсоюз учителей из столицы Филиппин Манилы нашел другое решение проблемы. Он предложил, вместо того чтобы постоянно переходить от дистанционного формата к очному и обратно, скорректировать график каникул, перенеся их на самые жаркие месяцы года. Правительство страны уже принимает соответствующие меры. Оно также планирует увеличить инвестиции в систему образования, чтобы сократить среднее число детей в классах (сейчас в одном помещении занимается 60–70 учеников) и эффективнее регулировать температуру в школе.
Климатические изменения повлияли на образовательные системы и других регионов. Например, в США 2022/23 учебный год начался с запозданием из-за рекордно жаркой погоды в начале осени. Высокая температура в сентябре заставила одни школы продлить каникулы, другие — перейти на дистанционное обучение, а третьи — сократить учебный день.
В то же время учителя штата Огайо устроили забастовку, требуя установить кондиционеры в классах. Их можно понять: в жару опасность для жизни и здоровья представляют любые неохлаждаемые пространства, не только классные комнаты. У детей, которые добираются до места учебы в транспорте без кондиционера или занимаются спортом в жарком и душном зале, может случиться тепловой удар. Физкультура во время жары опасна и на улице: за последние десятилетия в США из-за перегрева умерло уже несколько десятков юных спортсменов, тренировавшихся на «свежем воздухе». В основном это были мальчики, игравшие в американский футбол, и девочки, бегавшие кросс.
По данным ученых, жара вызывает не только физические, но и ментальные проблемы — в том числе у детей. Специалисты из Университета штата Пенсильвания установили, что у детей, находящихся в душном жарком помещении, снижаются когнитивные способности. Эксперименты показали, что эффективнее всего люди учатся при 20–23 °С, в отсутствие вентиляторов, обогревателей и утепленной одежды. Исследование других ученых выявило, что повышение температуры на каждый дополнительный градус в жару ухудшает усвоение информации на 1%. У представителей меньшинств, в частности малоимущих, эта закономерность выражена особенно ярко: они чаще учатся в классах с недостаточным кондиционированием. Ряд исследований подтвердил, что при 22 °С ученики справляются с тестами значительно лучше, чем при 32 °С, а при 20 С — лучше, чем при 25 °С. Таким образом, школьники, вынужденные сдавать экзамены в жару, имеют намного меньше шансов на высокие баллы.
Отсутствие вентиляции и кондиционирования влияет на усвоение знаний не только напрямую, но и опосредованно. В жаре и духоте люди хуже спят — а недосып снижает способность к концентрации внимания, принятию осознанных решений и самоконтролю. Статистика показывает, что именно в жаркие дни среди детей и взрослых повышается уровень агрессии — а это значит, в коллективах можно ожидать учащения случаев хулиганства и травли.
Ученые убеждены, что смягчить жару на планете в ближайшие полвека едва ли удастся, поэтому наша задача — адаптироваться к новым условиям. Директор сингапурской Обсерватории Земли Бенджамин Хортон советует школам изменить расписание не только каникул, но и уроков, по возможности перенеся их на более ранние утренние и поздние вечерние часы. Кроме того, и детям, и взрослым он рекомендует носить максимально удобную одежду свободного кроя.
Американские специалисты дополняют рекомендации профессора Хортона. Исходя из того, что температура на Земле будет повышаться и дальше, они советуют модернизировать инженерное оснащение учебных заведений, чтобы сделать микроклимат комфортным. Ни вентиляторы, ни открытые окна, ни временный переход на дистанционное обучение в конечном счете не заменят охлаждение воздуха в классах. В качестве дополнительных мер эксперты предлагают выбирать светлые тона для объектов школьной инфраструктуры, например зданий и дорожек для бега, чтобы те меньше нагревались. А в школьном дворе рекомендуют сажать больше деревьев с широкой кроной, которые дают естественную тень.