В конце следующего учебного года начальные классы Люцерна перейдут на новую систему оценки знаний. Привычные баллы будут выставляться только за семестры и останутся в аттестатах, как того требует закон. Все промежуточные оценки заменит обратная связь от учителей. С такой инициативой выступил Городской совет Люцерна.
Эта практика уже внедрена в нескольких школах города и, по мнению педагогов, хорошо себя зарекомендовала. «Обратную связь ученикам мы даем по нескольким аспектам выполнения заданий, — говорит Софи Шерер, учитель 6-го класса, — а родителям отправляем письменные отчеты». По словам Шерер, в первую очередь оцениваются академические знания и умение решать конкретные задачи, а также навыки работы с информацией и социальные компетенции. Благодаря такому разделению ученик лучше понимает, над чем еще предстоит поработать, а оценки становятся более прозрачными и объективными. «Ребенок не просто получает четверку за презентацию. Мы беседуем с ним, хвалим за то, что он хорошо подготовил и структурировал доклад, но объясняем, что он еще недостаточно уверенно выступает перед классом».
Дискуссия об изменении оценочной системы в Швейцарии ведется уже несколько лет. Многие педагоги считают существующий способ оценки устаревшим, поскольку числовая шкала не дает представления о реальных пробелах в знаниях. Дифференцированная обратная связь, по их мнению, более эффективна и обеспечивает лучшие результаты.
Люцерн — не первый швейцарский город, где задумались о такой практике. До 2013 года школьники Базеля получали оценки только в выпускном классе, но затем балльная система была введена в средней и старшей школе. Власти Берна планируют в скором времени отменить привычные оценки: несколько школ уже проявили интерес к эксперименту. В Цюрихе Совет кантона обсуждал возможность перейти на новую систему в мае 2022 года, однако тогда власти решили оставить процедуру оценки без изменений. Сегодня, как и прежде, в школах Цюриха учителя выставляют баллы, начиная со 2-го класса, чтобы сохранить единые критерии аттестации школьников при переходе на следующие уровни обучения.
Некоторые члены городского совета Люцерна критикуют отказ от оценок в школах. Сильвана Леази не видит смысла что-либо менять: «Оценки — это система, которую понимают все: родители, педагоги, образовательные учреждения. Я не против реформ, но какова реальная польза этого проекта?»
Ее коллега Диль Шмид Мейер опасается, что нагрузка на работников образования существенно возрастет: «Балльная система и оценка в форме дифференцированной обратной связи слишком отличаются. Переход на новую систему оценивания потребует дополнительных усилий со стороны учителей. К тому же оценки, выданные в описательной форме, могут сбить с толку родителей. Что уж говорить об иноязычных семьях — им легче понять оценку 4 или 5, чем объемные отчеты об успеваемости ребенка».
Несмотря на разногласия чиновников, власти Люцерна планируют внедрить новую концепцию во все школы города до конца следующего учебного года.