Кто-то считает, что летний лагерь — это место для отдыха, поэтому в нем должны быть игры, дискотеки и много свободного времени. Кто-то уверен, что лето надо использовать для роста и развития, поэтому нужны насыщенные занятия. Кому-то требуется ранний подъем и зарядка, для кого-то обязательное условие — чтобы дети наконец могли отоспаться.
Что же такое идеальный лагерь? Существует ли он вообще? Как найти то, что подойдет конкретному ребенку? Чтобы ответить на эти вопросы, Forbes Education пообщался с родителями, детьми и представителями лагерей.
Типы лагерей
Детские лагеря делятся на две большие группы: выездные и городские, или лагеря дневного пребывания. Выездные, в свою очередь, по разным признакам подразделяются на категории: традиционные, специализированные, походные, игровые, авторские, семейные, оздоровительные и т. д. Лагеря, входящие в каждую из категорий, кроме, пожалуй, авторских, могут быть сетевыми. В этой статье мы рассмотрим первые пять типов выездных лагерей, так как они представляются самыми распространенными. Информация, которую мы дадим о них, может быть полезна для понимания специфики и других категорий, а советы по выбору лагеря в любом случае универсальны.
Традиционные, или классические лагеря. Это потомки советских пионерлагерей, которые со времен распада СССР претерпели незначительные изменения. В них такой же подъем под музыку, зарядка, днем — полезные занятия, которые теперь называются мастерскими или кафедрами, обед, тихий час, спорт, отбой. Это старая, проверенная временем система, модернизированная за счет компьютеров и камер. К этой группе, в частности, относятся лагеря организаций, особенно региональных.
Специализированные лагеря. Эту категорию составляют лагеря разнообразной направленности: языковые, спортивные, балетные, математические и т. д. Их расписание включает в себя многочисленные занятия и тренировки, связанные со специализацией лагеря.
Походные, или палаточные лагеря. Это представители еще одной давней традиции. Как правило, в них есть база, откуда ребята и вожатые выдвигаются в поход с одной или несколькими ночевками или без них. Обычно на базе готовят профессиональные повара, но в походе — классическая походная жизнь с дежурствами и однообразным меню.
Лагеря-игры. В таких лагерях дети попадают в сюжетную игру, разработанную организаторами. Игры бывают разной степени продуманности и сложности и, как правило, преследуют в том числе образовательную цель. При желании можно найти лагерь, который дает напрокат одежду и реквизит, позволяющий с головой погрузиться в роль. Сюжеты могут быть какими угодно: от приближенных к толкиенистским до спасения человечества.
Авторские и камерные лагеря. Это маленькие лагеря разной тематической направленности. Они почти не рекламируют себя, поскольку полностью комплектуют смены благодаря сарафанному радио и детям, которые приезжают в них не первый год. Там, как правило, высокий процент вожатых, которые сами бывали в этих лагерях детьми. Зачастую авторские лагеря формируют вокруг себя круглогодичные сообщества, члены которых продолжают взаимодействовать и встречаться и после окончания летней смены.
Особенности лагерей
Традиционные лагеря — самая понятная из описанных категорий. Родители помнят их по своему детству и примерно представляют себе, чего от них ожидать. Сегодня многие классические лагеря, однако, претерпевают модернизацию: по словам Лидии Лагутиной, руководителя департамента дополнительного образования лагерей SportZania, они «наполняются образовательным контентом и сюжетной линией». Подобные перемены происходят в основном в Москве и Московской области — лагеря других регионов крепче держатся за свои устои.
Специализированные лагеря ставят перед собой задачу не столько дать ребенку отдохнуть, сколько интенсивно развивать его навыки в выбранной области. После поездки в такой лагерь многие отправляются отдыхать в другие места. Однако организаторы стараются устроить процесс так, чтобы у детей была возможность заниматься тем же, чем и их сверстники в «обычных» лагерях. В специализированные лагеря часто едут по рекомендации тренеров и педагогов. Нюанс в том, что иногда выбор подобных лагерей небольшой, и найти такой, в котором одновременно были бы хорошие бытовые условия, отличные педагоги и вкусная разнообразная еда, непросто.
Походные лагеря подходят не всем. Поэтому важно, чтобы ребенок, которого туда отправляют, понимал, что его ждет. Как ни странно, многие дети не представляют себе, в каких условиях будут находиться. «Например, папа, который не живет с семьей и уверен, что мама неправильно воспитывает сына, решает, что палаточный лагерь — то, что нужно для становления характера, — рассказывает Ирина Пересецкая, генеральный директор клуба путешествий «Робинзонада». — В результате к нам приезжает подросток, который не готов жить в палатке».
Если предполагается «воспитание характера», это нужно заранее обсудить с ребенком. Как он относится к тому, чтобы несколько километров нести 15-килограммовый рюкзак? А к диете из тушенки и гречки? К поездке в такой лагерь необходимо тщательно готовиться. Например, если ребенок не ест мясо, следует договориться с вожатыми, чтобы они откладывали гречку и позволяли добавлять в нее свои консервы.
В палаточные лагеря стоит отправлять детей с 10–12 лет, при этом начинать лучше с короткой программы, чтобы убедиться, что ребенку она подходит. «Очень важно, — говорит Ирина Пересецкая, — чтобы первый опыт был положительным. В противном случае у человека может навсегда пропасть желание участвовать в походах». Залог успеха — заинтересованность ребенка и нормальный контакт представителей лагеря с родителями.
Важно помнить, что далеко не все лагеря, в которых живут в палатках, — туристические. Бывает, что это просто форма проживания (в дополнение к корпусам), а программа лагеря проходит на его территории. «Представьте себе, — объясняет Ирина, — что вы отправляете ребенка жить на озере и ходить в походы, а он попадает на задворки обычного лагеря. Примерно в трех четвертях случаев так и происходит».
Игровые лагеря бывают разными. Одни устраивают игры, которые предусматривают полное преображение участников: дети переодеваются в одежду персонажей и глубоко погружаются в роль. Другие организуют более простые игры, где нет особого антуража и не требуется вовлеченности, — там важна только игромеханика. Первый тип игр (и, соответственно, лагерей) подходит не всем: чтобы погрузиться в игру, нужно быть в достаточной степени раскрепощенным. Второй — более универсальный и может устроить широкую аудиторию. «Ребенку, который едет в игровой лагерь, стоит заранее все изучить: посмотреть описание игры, познакомиться с ее вселенной, прочитать, как проходит процесс. Если этого не сделать, игра может ребенку не понравиться», — утверждает Александр Сахаров, автор и руководитель проекта «Сага», один из создателей лагерей «Дружите.ру», руководитель «Летово. Проект». Как и в случае с походными лагерями, отправлять ребенка без его согласия в игровой лагерь нельзя. Ребенок обязательно должен понимать, куда едет и что будет делать.
Игровые лагеря принимают детей любого возраста, однако сама игра, по мнению Александра, должна подстраиваться под возраст детей — или участники должны быть разделены на группы в зависимости от того, сколько им лет.
Авторские лагеря привлекают людей продуманностью деталей и тщательным контролем за воплощением концепции. «Если человек, который разработал проект, участвует в его реализации и за всем следит, — уверен Александр Сахаров, — лагерь получается очень качественным». Как только лагерь превращается в сетевой, качество, как правило, падает. Это может быть обусловлено несколькими причинами. Во-первых, основатель теряет контроль над тем, что происходит в лагере. Во-вторых, новые руководители привносят в проект свое видение и изначальная концепция зачастую размывается. В-третьих, найти профессионалов для работы на новой площадке бывает непросто: в лагерях большая текучка кадров, и люди, становясь профи, часто уходят в другую сферу.
Идеальный лагерь: мнение родителей и детей
У каждого родителя свой вкус, а у детей — свои потребности, поэтому лагеря, который устроил бы всех, не существует. Чтобы найти то, что подойдет конкретному ребенку, родители должны выполнить два ключевых действия. Первое — понять, что важно им самим, второе — услышать ребенка и узнать, чего ждет от лагеря он.
Что важно родителям
Опрос родителей показал, что в лагере должны быть:
- увлеченные вожатые;
- координатор, который в любой момент готов вступить в контакт с родителями и решить возможные проблемы;
- богатый выбор еды, в том числе сезонных фруктов.
У детей, по мнению родителей, должна быть возможность:
- принимать участие в организации мероприятий;
- выбирать деятельность по душе;
- иметь свободное от общих мероприятий время;
- использовать все элементы инфраструктуры лагеря: бассейны, море, пляжи и т. д.
Среди отрицательных характеристик лагеря родители выделили:
- доступ к алкоголю и наркотикам;
- случаи буллинга;
- ранний подъем и поздний отбой;
- чрезмерное количество свободного времени у детей;
- развлечения не по возрасту;
- соревнования любого типа;
- психологические эксперименты над детьми;
- «разборки» между вожатыми/руководством на виду у детей;
- дезинформация родителей.
Что важно детям
«Если хочешь сделать лагерь, который будет нравиться детям, нужно слушать их, — говорит Амир Тагиев, сооснователь детской арт-резиденции «Кавардак». — Поэтому однажды мы попросили их сформулировать, какой лагерь в их понимании идеальный, что в нем должно быть, а чего не должно». Отвечая на вопросы Амира, дети чаще всего упоминали следующие факторы.
Вожатый. Это должен быть человек, который помогает адаптироваться, понять, как все работает, выстроить коммуникацию с окружающими. Он не должен вести себя, как начальник или родитель.
Личное время. Ребенок должен сам определять, что делать в свободное время: подросткам не нравится, когда за них принимают решения.
Комната. Это частное пространство, и никто не имеет права заходить туда без стука.
Питание. Меню, предлагаемое лагерем, должно учитывать потребности разных групп детей, в том числе вегетарианцев. «Если человек не ест мясо и курицу, нельзя давать ему просто рис или гречку, — рассказывает Амир. — Нужно обеспечить полноценное питание без мяса. Для многих детей это едва ли не ключевой момент лагерной жизни, не только потому что еда — это важно, но и потому что они видят в этом уважение к своим потребностям». Кроме того, детей нельзя заставлять есть через силу, а время приема пищи должно быть продолжительным, чтобы любой мог прийти в столовую, когда ему удобно. «Если разрешить приходить на обед в определенный промежуток времени, например с часу до трех, — делится опытом Амир, — дети смогут, во-первых, спокойно доделать то, чем были заняты, во-вторых, сесть с кем хотят. Обед важен как процесс, который можно с кем-то разделить».
Сон. Ранний подъем и зарядка не должны быть обязательными. «Когда я смотрю на детей старше 12 лет, — говорит Амир, — вижу, что почти у всех сильнейшее переутомление. Им надо дать возможность отдохнуть и выспаться».
Проекты. Если дети делают в лагере свой проект, взрослые не должны вмешиваться в процесс.
Лагерная «свечка». Сидеть по вечерам при свечах и обсуждать прошедший день готовы не все. Это мероприятие должно быть факультативным. «Есть люди, — объясняет Амир, — которые легко входят в незнакомую компанию, а есть те, кому надо посидеть в углу и посмотреть. Не надо хватать их за шиворот и тащить насильно общаться: давай, мол, расскажи на «свечке», как прошел твой день!»
Соревнования и оценки. Дети не любят, когда их оценивают, поэтому любые соревнования должны быть отменены. «Детей просто добивает, что все — и родители, и учителя — сравнивают их между собой. Поэтому, если задача — дать детям отдохнуть, вовлечь их в творческий процесс, оценок быть не должно», — утверждает Амир.
Как выбрать подходящий лагерь
Как только родители поймут, что нужно и важно ребенку и им самим, выбор лагерей сузится до тех, которые отвечают заданным требованиям. Останется только понять, действительно ли отобранные лагеря соответствуют заявленным характеристикам и что там на самом деле происходит.
Главный и проверенный поколениями способ — ориентироваться на рекомендации знакомых. Следует помнить, однако, что, во-первых, ситуация в лагерях может меняться, а во-вторых, далеко не всегда то, что подошло одному ребенку, понравится другому. «По совету друзей мы отправили сына в лагерь, в который их дочка ездила уже много раз, — рассказывает Марина, мама одиннадцатилетнего Олега. — Но все пошло не так. Во-первых, лагерь сменил локацию и новая площадка с точки зрения инфраструктуры оказалась хуже. Во-вторых, и это гораздо существеннее, я не учла, что наш сын не такой активный, общительный и энергичный, как дочка друзей. Постоянные призывы принять в чем-то участие только отталкивали его. После этой поездки я стала относиться к рекомендациям друзей с большой осторожностью».
Еще один способ — изучить официальную информацию о лагере, например на сайте, и тщательно ее перепроверить. Для этого, в частности, можно почитать отзывы тех, кто уже побывал в этом месте. Отзывы легко найти как на специализированных и рекомендательных форумах и сайтах, так и на геосервисах — «Яндекс.Карты», Google, 2ГИС. «Допустим, на сайте лагеря хвалят питание, — говорит Александр Сахаров. — Но, если поискать в интернете фотографии из столовой, станет понятно, что хвалить там нечего. Или, скажем, лагерь пишет: «У нас супербезопасность, КПП», но, если посмотреть на карту, мы увидим, что через дорогу от лагеря — магазин «Пятерочка», за забором — дачи. Это потенциальный источник проблем: там могут быть, например, пьяные. Если рядом нет поселений, контакт с местными жителями исключен: любой, кто появится возле лагеря, сразу привлечет внимание».
Не помешает также изучить социальные сети лагеря. Если дети его любят, они оставляют в соцсетях массу эмоциональных комментариев, фотографий, постов. «Когда детям в лагере интересно, — объясняет Александр Сахаров, — вокруг него образуется живое сообщество. Это сразу видно по социальным сетям».
Кроме того, стоит узнать, кто организует лагерь. Можно заглянуть в соцсети его авторов и создателей, поинтересоваться, какие еще проекты они делают. Это позволит понять, действительно ли люди верят в то, чем занимаются, и получается ли у них реализовать свои задумки.
При выборе лагеря нужно обратить внимание и на то, сколько лет компания на рынке, сколько времени организаторы занимаются лагерями и как давно работает конкретная площадка. Хорошая идея — съездить в лагерь и осмотреться. «Если на вопрос «Можно ли приехать и посмотреть, как все устроено?» руководство отвечает: «Приезжайте когда хотите», — это хороший показатель, — говорит Ирина Пересецкая. — Если начинает перечислять причины, почему этого сделать нельзя, стоит серьезно задуматься, отправлять ли туда ребенка».
Еще один тип проверочных вопросов — отбирают ли у детей телефоны и как можно связаться с представителями администрации. По правилам некоторых лагерей, дети большую часть дня проводят без телефона, однако важно, чтобы при необходимости они могли пообщаться с родителями. У родителей также должна быть возможность в любой момент дозвониться до лагеря. О способах связи с детьми и администрацией нужно узнавать заранее.
Оценивая качество лагеря, важно обращать внимание на мелочи: в них вся суть. Есть ли список необходимого снаряжения? Как устроена отправка детей? О таких деталях надо спрашивать потому, что качество (и красота) сайта далеко не всегда соответствует качеству лагеря.
И последнее: лагерь должен входить в реестр детских лагерей. Централизованного реестра в России не существует, но он есть в каждом регионе. Для проверки можно забить в поисковик, например, «реестр детских лагерей Новгородской области» и посмотреть, включен ли в список выбранный лагерь. Если нет, стоит поинтересоваться у руководства, в чем причина. Ведь если лагерь входит в реестр, значит, он может претендовать на дотации государства и, главное, его поддерживают такие структуры, как Роспотребнадзор, Управление образования, вневедомственная охрана, МЧС, пожарная служба и т. д. «Если лагерь в реестре, значит, все эти учреждения поработали вместе с организаторами над тем, чтобы он был со всех точек зрения безопасным», — объясняет Ирина Пересецкая.
Считать, что не входящий в реестр лагерь вне закона, неверно. Но и называть его лагерем тоже неправильно — это, скорее, центр детского отдыха. Вся ответственность за безопасность там ложится на организатора, которого не контролируют извне: например, никто не сможет гарантировать, что во всех корпусах есть пожарная сигнализация.
***
«Я могла бы написать о летних лагерях книгу, — говорит Марина, мама троих детей. — Главное, что я осознала: если ребенок доволен, значит, все хорошо. У меня по неопытности был период, когда я расстраивалась, видя, что в лагере все не так идеально, как предполагалось. Но со временем поняла: есть вещи, которые детям неважны. Если претензии к лагерю не касаются базовых вещей: безопасности, еды, — я бы расслабилась. Пусть место не такое живописное, как обещали, пусть есть некоторый организационный бардак, но если ребенка не удается поймать по телефону, а когда удается, он говорит не «Мама, забери меня отсюда», а «У меня все нормально, я побежал, у нас сегодня репетиция!», значит, все отлично и вы сделали правильный выбор».