По мнению россиян, высшее образование помогает строить карьеру
Аналитики сервиса «Работа.ру» и направления «Высшее образование» школы ИТ-профессий Skillfactory решили выяснить, как россияне оценивают влияние вузовского образования на построение карьеры. Для этого специалисты опросили более 3600 совершеннолетних пользователей сервиса «Работа.ру» из всех регионов России. Больше половины респондентов (68%) на момент проведения опроса уже получили диплом вуза.
В результате исследования выяснилось: россияне в основном считают, что учеба в высшем учебном заведении вносит положительный вклад в развитие карьеры. На пять баллов из пяти этот вклад оценили 32% респондентов, на четыре — 20%, на три — 27%, на два — 7% и всего на один балл — 14%.
Отвечая на вопрос о том, какие преимущества дает высшее образование, основная часть респондентов (58%) заявила, что наличие диплома облегчает процесс трудоустройства. Также оказалось, что россияне ценят вузовское образование за возможность приобрести разнообразные навыки: профессиональные (43%), навыки самостоятельного поиска информации (41%) и ее обработки (36%), целеполагания (28%), коммуникации (25%) и решения жизненных проблем при ограниченных ресурсах (19%).
Многие опрошенные убеждены, что больше преимуществ дает диплом престижного, а не среднестатистического вуза. С тем, что такой диплом в той или иной степени облегчает процесс трудоустройства, согласны 64% опрошенных, причем 25% из них абсолютно в этом убеждены. «Подобный диплом ассоциируется с высоким качеством образования, строгим отбором студентов и сильной академической средой, — объясняет программный директор Skillfactory Алексей Дворецкий. — Работодатели часто рассматривают выпускников таких вузов как более подготовленных и перспективных кандидатов». Однако 10% респондентов считают, что диплом топового вуза дает минимум преимуществ, 16% вовсе не видят никаких преимуществ.
Более 700 опрошенных заявили, что высшее образование не оказывает влияния на карьеру. 64% из них считают, что необходимые компетенции лучше развивать непосредственно на работе, 46% отметили отсутствие связи между знаниями, получаемыми в вузе, и реальной практикой, а 41% сослался на то, что для многих профессий учеба в вузе вовсе не обязательна. Противники высшего образования указывали также на низкое качество преподавания (31%), обилие устаревших программ (29%) и отсутствие интереса к диплому со стороны работодателя (31%). Алексей Дворецкий считает, что эти цифры «показывают необходимость реформировать систему высшего образования». По его словам, чтобы образование шло в ногу с требованиями рынка труда, вузы должны обновлять существующие программы обучения и вводить новые, фокусироваться на конкретных навыках и взаимодействовать с потенциальными работодателями.