Осмысленные прогулки с детьми как способ познания мира
Дети в возрасте от полугода до 10 лет лучше всего познают мир с помощью взрослых, утверждают психолог и биолог Екатерина Мурашова и биолог Дина Анащенко — авторы недавно переизданной издательством «Самокат» книги «Пойдем гулять». Учитывая эту особенность детского восприятия, авторы разработали методику, которая помогает исследовать окружающую среду вместе с ребенком — неспеша и осознанно. Методикой могут пользоваться взрослые, которые любят природу и видят в ребенке спутника в интересном жизненном путешествии.
Авторы книги предлагают 700 упражнений, которые можно выполнять в разных местах на природе. Упражнения разделены на четыре категории в зависимости от возраста детей: для детей от полугода до 2,5 лет (тех, кто еще не может вести со взрослым полноценный диалог об увиденном); от 2,5 до 5 лет (говорящих малышей); от 5 до 7 (старших дошкольников) и от 7 до 9 (младших школьников). Большую часть заданий можно и нужно выполнять неоднократно несколько дней подряд в разные времена года.
Forbes Education отобрал из книги «Пойдем гулять» несколько интересных упражнений для детей разного возраста. Описанные задания можно выполнять летом на даче или загородном участке.
0,5–2,5 года
Основная идея, которую можно донести до ребенка этого возраста летом на природе, — всюду жизнь. Маленький ребенок находится близко к земле, траве, лужам: он видит и слышит то, что не доступно взрослым. Он замечает, что везде кто-то ползает, бегает, летает, прячется.
Но вначале взрослый должен обращать внимание детей на эти явления. Можно показывать ребенку насекомых: «Смотри — паучок. Смотри — улитка. Смотри — бабочка. Они тут живут, как и мы, своей жизнью. Это и их дом, и наш». Пусть ребенок с ранних лет привыкает к мысли, что дети и взрослые делят планету с другими обитателями и интересы людей не главные.
Постепенно ребенок привыкнет внимательно приглядываться к живому миру и сам будет указывать взрослым на разных обитателей загородного участка. Взрослому нужно каждый раз поощрять наблюдательность ребенка, например, говоря: «Там действительно сидит паук, ты заметил, как здорово!»
На следующем этапе ребенок начнет сам задавать вопросы: кто это? что это? что он делает? Это сигнал о том, что ребенок не только готов воспринимать информацию, но и осознал, что она нужна ему именно сейчас. Если взрослый не знает ответа, он может честно сказать, что посмотрит в интернете, а потом показать ребенку фотографию изучаемого существа и объяснить: «То, что ты сам заметил, — это была многоножка» или «Это был жук-бронзовка».
Еще одно полезное упражнение — улавливать запахи природы: цветов, травы после дождя и т. д. Можно предложить ребенку понюхать разные растения — а затем спросить: «Чем пахнет?» Палитра запахов будет постоянно расширяться. Можно также играть с листьями и цветами: собирать их, потом раскладывать и классифицировать разными способами — по цвету, размеру или форме.
2,5–5 лет
В этом возрасте ребенок может не только улавливать, но и различать запахи. Для тренировки обоняния подойдет простое упражнение. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и дает ему что-нибудь понюхать — например, цветок шиповника. Затем кладет перед ребенком несколько пахнущих цветов и просит найти тот самый. В этом упражнении можно использовать не только цветы, но и листья, напитки и т. д.
Если на приусадебном участке есть водоем, можно вручить ребенку сачок и научить спасать упавших в воду насекомых. При этом стоит объяснить, что насекомые всегда туда падают и кого-то успеваешь спасти, а кого-то нет. Ребенок в этом возрасте пока мало что умеет, а здесь ему поручают такое важно дело: спасти жизни. Если ребенок слишком увлечется и будет пытаться спасать всех и всегда, следует похвалить его за рвение, но отвлечь другими занятиями: «Ты можешь делать это 15 минут утром до завтрака и, например, после дневного сна. В остальное время — у нас с тобой другие дела». Спасательство и его ограничение — сложная тема, и подступаться к ней нужно с детства.
Полезно также изучить вместе утреннюю росу, объяснить, когда и почему она возникает и исчезает, дать ее попробовать или показать, как пьют росу насекомые. Можно исследовать паутину, выкопать дождевых червей, посадить их в банку с землей и понаблюдать за ними — а потом выпустить.
5–7 лет
С ребенком такого возраста стоит изучать общее строение цветка: пестики, тычинки, чашелистики. Надо объяснить: все цветы устроены по-своему, но общая схема у них одна.
Строение разных растений можно продемонстрировать на примере того, что произрастает в саду или огороде. Рассказать, что такое усы у клубники, кочан капусты, где листья у лиственницы и т. д. Поговорить о том, что в луковицах, клубнях и корнях содержится запас питательных веществ. Не помешает отвести под эксперименты несколько картофельных кустов и раз в неделю выкапывать один из них и смотреть, как постепенно увеличиваются в размерах клубни.
Кроме того, уже можно исследовать жизнь и цикл развития разных насекомых, например комариной личинки. Найдя ее в бочке под водостоком, стоит объяснить, почему личинка всплывает на поверхность, и поговорить о том, какие насекомые делают так же (например, жуки-плавунцы).
Налив воду в таз или корыто, можно рассказать ребенку о поверхностном натяжении — феномене, который заставляет верхний слой жидкости вести себя как упругая пленка. Нужно объяснить, что за счет этого явления по поверхности пруда бегают водомерки. Можно предложить ребенку изловчиться и положить на воду разные мелкие предметы, например сосновые иголки, так, чтобы они не утонули. В такой игре здорово тренируется тонкая моторика.
7–9 лет
В этом возрасте ребенок способен понять идею непрерывности и целостности мира. Чтобы объяснить ее, для начала надо определить «цели» всех растений: выйти из зимнего состояния, выпустить листья, побеги, зацвести, опылиться, завязать плоды и обеспечить их созревание. Далее можно поговорить о животных, о том, как по-разному они действуют по окончании зимы: кому-то нужно проснуться, кому-то образовать пару, свить гнездо и отложить яйца, кому-то построить норку, родить и выкормить детенышей и т. д. Все эти этапы годового цикла жизни следует рассматривать как части великой и очень концентрированной (в средних широтах основной период цикла приходится на четыре-пять месяцев) целостности.
Полезно вести дневник-календарь и записывать все, что происходит на садовом участке: каких животных встретили, какие растения проклюнулись и т. д. Можно добавлять туда фотографии, рисунки, засушенные растения. В этом возрасте у детей еще работает наглядно-действенное мышление, и такой дневник поможет им усвоить полученные знания.
Еще одна идея — объяснить, что такое фитотерапия. Стоит рассказать, что растения — это самые древние лекарства и их используют даже животные, что люди раньше изучали действие растений, а затем выращивали их на специальных «аптекарских огородах». Про несколько растений не помешает поведать отдельно: например, зверобой употребляли при желудочно-кишечных заболеваниях, клубни топинамбура — при диабете. Можно добавить сказочные, фантастические мотивы — сушеные травы в избушке у ведьмы, у Бабы-яги — и рассказать, что в древности людей, владеющих знаниями по фитотерапии, часто побаивались.
Авторы методики считают, что эти и другие упражнения, стимулирующие любопытство, способствуют развитию системного мышления у ребенка. Умение представлять себе природный мир в виде системы, понимать, как одно явление или событие отражается на другом или следует из него, дает человеку бездну возможностей и предохраняет от многих опасностей.