В США студенты факультетов бизнеса проходят практику в виртуальной реальности
Университет штата Аризона запустил пилотный проект по внедрению технологий виртуальной реальности в процесс подготовки будущих предпринимателей. В VR-пространстве студенты за несколько часов могут основать свою фирму, проверить множество вариантов деловых решений, заработать миллионы или обанкротиться, ничем в действительности не рискуя.
Примерно 160 учащихся факультета бизнеса уже попробовали управлять виртуальной кофейней. С помощью VR-инструментов они, например, меняли разные параметры цепочки поставок и анализировали, как это влияет на показатели работы компании — в том числе на количество заказов и выручку. В дальнейшем программа будет расширена: студенты смогут оттачивать навыки управления производством и больницей.
Проект уже показал, что учеба в виртуальной реальности намного эффективнее, чем анализ чужого опыта и даже посещение реальных компаний. По утверждению замдекана факультета бизнеса, VR объединяет преимущества симуляции и «кейс-стади».
Это не первый случай применения виртуальной реальности в вузах. Передовая технология уже заняла свое место на медицинских факультетах (например, при отработке хирургических навыков), на курсах публичных выступлений и в программах психологической поддержки студентов.
Факультеты бизнеса и делового администрирования, однако, начали массово внедрять эту технологию не так давно. Университет Западной Вирджинии, например, впервые использовал VR-решения в 2023 году, чтобы помочь студентам своими глазами увидеть деловые процессы, которые трудно изучить на личном опыте. Среди прочего будущим предпринимателям показали, как работают крупный завод и загруженный порт и как одно неверное решение может привести к масштабному кризису всего предприятия.
Университет Лойола Мэримаунт представил пилотную программу виртуальной реальности в начале 2024 года. Программа состоит из двух десятков модулей и нацелена на обучение публичному общению — от собеседований при приеме на работу до питчинга проектов. Программа позволяет отрабатывать навыки в безопасном пространстве и дает студенту обратную связь, если он, например, использует слишком много слов-паразитов или зажат и не жестикулирует. Представитель университета заявляет, что в будущем, вероятно, значительная часть нашей жизни будет проходить в виртуальной реальности и такие программы готовят студентов к новым условиям работы.
Наряду с неоспоримыми преимуществами у виртуальной реальности есть и недостатки. VR-очки стоят недешево и могут не подходить людям с особенностями зрения. Кроме того, необычное пространство порой воспринимается скорее как игровое, а не учебное. Тем не менее большинство преподавателей не сомневаются: по мере удешевления и совершенствования технологии виртуальной реальности, обеспечивающие небывалый эффект погружения, станут нормой при обучении как предпринимательству, так и другим специальностям.
Профессор Университета Западной Вирджинии объясняет это тем, что передовые решения позволяют без лишнего стресса применить знания на практике, чего студентам до сих пор так не хватало. Многие толком не понимают, чему учатся, — настолько теоретизирован образовательный процесс. VR-очки дают возможность сделать нечто «реальное», проанализировать результаты и исправить допущенные ошибки.