К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Свобода помогает учиться осмысленнее»: интервью с директором Европейской гимназии

Фото предоставлено Европейской гимназией
Фото предоставлено Европейской гимназией

Европейская гимназия давно занимает видное место на образовательной карте столицы. Ежегодно она входит в топ-35 рейтинга лучших частных школ Москвы и Московской области по версии Forbes. Аккредитованная по системе IB на всех трех ступенях обучения, гимназия старается перенять лучшие мировые практики, а также накопить собственный багаж знаний и опыта.

В прошлом году на смену прежнему директору школы Ивану Боганцеву пришла Александра Манукян. Мы поговорили с новым директором о том, как она видит образ Европейской гимназии и планирует ли что-то менять, где проходит грань между свободой и дисциплиной, почему важны сомнения и как отличить хорошую школу от плохой.

Александра Манукян
Александра Манукян
Директор Европейской гимназии

— Как вы видите Европейскую гимназию?

Европейской гимназии 31 год, и все это время она развивается и растет. Школа, как организм, отвечает на потребность изменяться в соответствии с новой реальностью, но в то же время помнит о прошлом, копит опыт и традиции — это очень долгая органическая история и именно это сочетание делает гимназию живой. 

Если место, где проводят по восемь часов в день, заточено исключительно на то, чтобы выполнять должностные инструкции, получать знания, достигать учебных или рабочих целей, из него все время хочется убежать. А надо, чтобы было по-другому — чтобы жизнь была внутри, а не только снаружи.

На мой взгляд, очень важно, чтобы в школе была эта жизнь. Да, построенная вокруг образования, но не ограничивающаяся им. У Европейской гимназии, на мой взгляд, это получается.

В такой живой среде у ребенка есть возможность крича пробежать по коридору или, наоборот, найти тихий уголок, чтобы отдохнуть, почитать книгу в одиночестве. Можно поиграть с друзьями в настольные игры или пинг-понг прямо в школе. Или заниматься музыкой в свободное время, прямо в холле первого этажа — туда мы поставили старый рояль, настроили его, и теперь и ребята, и учителя каждую перемену проводят за разучиванием мелодий для школьных выступлений. Мы уже привыкли, что в гимназии вместо звонков звучит музыка из фильмов о Гарри Поттере и Амели.

— Какие ценности лежат в основе школы?

В числе главных ценностей, на которые опирается школа, — ответственность за свои действия и бездействие, свобода выбора и уважение к другим. Мы остаемся в числе школ IB и опираемся на достаточно большой опыт этой международной организации. Наши ценности совпадают с идеалами IB — они вневременные, внегеографические.

Ценности, которые я перечислила, пронизывают наше сообщество, и решения принимаются сообразно им. Каждый раз, когда мы думаем изменить рекреацию, ее внешний вид, или ввести какие-то новые правила, мы проверяем, совпадают ли решения с общими ценностями, не действуем ли мы без согласия со всей остальной сущностной рамкой.

Благодаря такому подходу, в школе все наполнено атмосферой свободы и ответственности. Ребята сами организуют огород на школьном дворе — засаживают грядки овощами, находят место для компостной кучи. Старшеклассники устраивают сбор корма для бездомных животных из приютов. Решения о таких инициативах принимаются совместно, во время регулярного общешкольного сбора.

— Как вы чувствуете себя в роли директора?

Я пришла в гимназию в 2018 году, а год назад стала директором. Наверное, я чувствую себя, как любой человек, который ретроспективно наблюдает свой рост: с изумлением, трепетом, радостью и одновременно ужасом. Но при этом я сталкиваюсь со множеством сложностей, с новыми вызовами. Когда ты директор, ты внезапно понимаешь, что больше не можешь сосредотачиваться на чем-то одном. Сделать так, чтобы ребята не опаздывали на уроки после обеда — конкретная задача, которую мне приходилось решать в роли координатора средней школы, теперь же необходимо учитывать и удерживать в фокусе очень разные направления: образование, финансы, организационную структуру, кадры, архитектуру школы, ее вместимость и так далее. Это переключение на совсем другой уровень восприятия, видения процессов. Но мне это безумно интересно — возможность достраивать систему, помогать ей развиваться, удерживая всю ее сложность.

Должна признаться, что шесть лет назад я пришла в Европейскую гимназию с четким условием: «Я тут на один год». Оставаться в школе как в институции надолго я не планировала. Но прошел год, и я согласилась остаться еще на один. А в конце второго я больше не вспоминала ни о каких сроках — поняла, что я здесь надолго. Для меня Европейская гимназия стала местом, с котором я совпала, и мне захотелось остаться.

— На ваш взгляд, школа — отражение личности директора?

В Европейской гимназии каждый привносит что-то свое, не только член управляющей команды. Любой учитель, работник столовой, охранник — все мы находимся в этом сообществе. Директор может восприниматься как человек с видением с высоты птичьего полета или как стратег, но не тот, кто указывает, что делать, ни у кого не спрашивая. Он удерживает в голове всю сложность и многофакторность конструкции школы и может подсказать корректировку курса, учитывая то, что другие, на самом деле, не должны учитывать.

Например, если у кого-то в сообществе появляется идея регулярно проводить неформальные фестивали для родителей, директор не наложит вето на эту идею и не скомандует: «Полный вперед!». Директор — человек, у которого перед глазами пронесутся все аспекты, усложняющие или упрощающие реализацию задуманного проекта, и который поможет автору идеи продумать все детали, создать план и вынести на совещание управляющей команды уже готовый проект. И вот в результате такого процесса мы уже строим по субботам собачьи будки, занимаемся керамикой, жарим барбекю во дворе, дискутируем с экспертами из разных областей вместе с родителями из нашего сообщества.

— Вы планируете что-либо менять в школе?

Естественно, что-то будет меняться, но не исключительно моей волей и моим решением. Я во многом отвечаю на потребности среды и сообщества и скорее помогаю сформировать из них единую картину, которую можно опереть на реальность, и двигаться в соответствии с ней.

Сейчас мы видим большой вопрос со звездочкой во всех общеобразовательных сообществах, с которыми мы общаемся в России и за рубежом: как выстроить баланс между академическими достижениями и свободой, гуманистической направленностью школы? Это то, что должно оказаться в фокусе нашего внимания.

Есть большой запрос на автоматизацию процессов. Мы очень хотим выполнять сложные задачи, а простые — автоматизировать. И эта сфера тоже ждет своих решений.

В 10-м классе гимназии происходит разделение на дипломную программу Международного бакалавриата и подготовку к ЕГЭ для тех, кто планирует поступать в российские вузы. В нашем сообществе есть голоса, призывающие усилить программу подготовки к ЕГЭ. Прислушиваясь к ним, мы планируем развивать это направление: привлекать классных специалистов, поддерживать олимпиадное движение, организовывать стажировки и практику в компаниях.

Моя задача дать всем этим идеям прозвучать — вместе с сообществом принять решение о том, какие конкретно изменения и в какой последовательности мы будем осуществлять.

— Как противоречат друг другу свобода и академические достижения?

Свобода — достаточно сложная штука. Она означает постоянный личный выбор, притом основанный на текущих потребностях, целях развития, на окружающей действительности, комфорте, удобстве и свободе других людей. Все это нужно учитывать, и даже взрослым трудно следовать по пути осознанности 24 часа в сутки.

В случае школы можно испугаться этой свободы и все запретить, выстроить супердирективно: определить для каждого ребенка, куда он идет, какие задания должен выполнить, в какие сроки и в каком месте. Да, это в ряде случаев покажет его академические достижения, которые будут абсолютно очевидны и достаточно успокоительны для взрослых, но не окажет положительного влияния на развитие его свободного суждения и осознанности. А еще можно уйти в другую крайность — все разрешить и перевалить ответственность только на ребенка. Но пятиклассник не всегда может решить, какой урок считать для себя нужным. И это не менее жестоко по отношению к детям, чем полная директивность.

Может ли третьеклассник принять взвешенное решение об углубленном изучении естественных наук и полном отказе от социальных дисциплин? Мы считаем, что все-таки пока нет. Но он может выбрать место, где ему комфортнее выполнять домашнее задание, в какой последовательности приступать к задачам, к какие кружки ходить во второй половине дня или что съесть на обед.

И именно об этом балансе мы говорили с учителями и управляющей командой весь этот год, да и прошлый тоже. Нам нужно продумать каждый кейс, прописать, какие у нас есть правила, как мы вырабатываем эти правила вместе с детьми, политику того, что мы делаем при нарушении и так далее.

— Свобода выбора помогает детям лучше учиться или осложняет процесс?

Что значит «лучше учиться»? Становиться «более круглым», сферическим отличником в вакууме? Я бы не сказала, что свобода такому способствует.

Здесь важно смещать фокус мотивации с цели на ценность. Целью должна стать не пятерка, а содержащаяся в ней ценность: знание, тема, навык.

Свобода помогает учиться более осознанно: выбирать уровень достижений, которому хочешь соответствовать, уметь признаться себе, что цели изменились или что ты совершил ошибку, просить помощи и выстраивать свое будущее осмысленнее.

В Европейской гимназии много выпускников, которые учатся в топовых мировых вузах. А есть ученики, которые взяли gap year (годовой перерыв между учебой в школе и в институте — ред.) или стали музыкантами без образования. Они играют в клубах, путешествуют по миру. И те и другие очень развитые, хорошо понимающие, чего они хотят от жизни. Ни один из них не лучше другого, каждый пошел по индивидуальному пути.

— Для многих школ оценка — это инструмент контроля. Если для вас оценки вторичны, как вы поддерживаете дисциплину?

Для нас оценка — не инструмент контроля, а инструмент обратной связи. И нужно научить детей на эту обратную связь реагировать, чтобы они ее замечали и ценили, делали что-то на ее основе. Ученики сами ставят цели и думают о том, что они могут сделать лучше. Бывает ли так, что кто-то не хочет ничего делать? Бывает. Наша школа подходит не всем — мы уже давно признали это с некоторой горечью. Но и в принципе не существует такой школы, которая подошла бы всем.

— Можно ли на старте понять, подойдет Европейская гимназия конкретному ребенку или нет? 

Можно предположить. У нас есть академическое тестирование, которое показывает, насколько ученик готов идти по нашей программе и нужно ли ему ее нагонять. Еще есть психологическое тестирование, отражающее не только уровень развития высших психических функций, но и ориентированность на специфику школы — на самостоятельность, ответственность, коммуникацию и прочее. И, наконец, ценностное интервью вместе со всей семьей, которое позволяет понять, насколько одинаково мы видим процесс образования, его трехсторонность и, соответственно, можем ли мы выстраивать полезный эффективный диалог для достижения целей качественного гармоничного, человечного образования.

— В чем отличие хороших школ?

Если начинать с широкой концептуальной рамки, важный маркер — это сомнение. Хорошая школа по-честному пытается выдерживать сложный баланс и отвечать на сложные вопросы. Это можно увидеть на днях открытых дверей, в общении с учителями, администрацией, командой. Это очень ценный показатель внутреннего поиска. Если говорить про конкретику, при посещении школы важно смотреть, как ведут себя дети.

В школе, где выдерживается баланс, кто-то бегает, шумит, бросает мяч, а кто-то в это время учит уроки, сидя за столом в рекреации, кто-то рисует, обсуждает что-то.

Второй важный момент — процессы, которые встроены в преподавание, но не имеют отношения к передаче знаний. Например рефлексия, потому что осознание своих действий — один из важнейших механизмов научения и развития. В Европейской гимназии ученики пишут рефлексию каждый триместр по своим академическим и личностным целям, и это — часть постоянной школьной рутины.

Третий параметр — право голоса. Могут ли ученики сами выбирать уровень предмета, спецкурс, который они будут изучать, проект, который они будут делать, могут ли они трансформировать пространство вокруг себя? Все это предельно важно для построения качественной учебной среды и гармоничной учебы. И, конечно, будет хорошо, если ребятам предоставляется полный выбор, не ограниченный темой, предпочтением учителя или общешкольным решением.

Так может выглядеть хорошая школа, но она может быть и другой. Не существует универсально «хороших» школ, подходящих для всех на свете. Может ли отличная школа выглядеть иначе? Конечно, да.


Реклама
ЧУОО «Европейская гимназия»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+