К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Что такое математическая тревожность и как с ней бороться

Фото: stockking, Freepik
Фото: stockking, Freepik
Больше половины российских школьников боятся математики. Из-за страха они чаще ошибаются в решении задач и хуже успевают по точным наукам в целом. К такому выводу пришли ученые Российской академии образования, опросившие 6426 учащихся 5–11 классов школ из семи федеральных округов РФ. Обнаруженное явление авторы исследования назвали математической тревожностью.

Больше половины (53%) школьников в России ощущают напряжение и тревогу, когда речь заходит о математике. Из-за этого учащимся сложно сосредоточиться не только при решении примеров и задач в школе, но и при любом столкновении с цифрами в разных жизненных ситуациях.

Как показывает исследование, отдельные проблемы, связанные с точными науками, есть у 28,5% учеников, а ярко-выраженные — у 24,5%. Девочки в целом боятся цифр больше, чем мальчики: 27% против 22% соответственно.

По мнению ученых, математическая тревожность не только негативно влияет на успеваемость, но и приводит к тому, что вчерашние школьники предпочитают избегать дисциплин и профессий, связанных с цифрами и расчетами. А поскольку без математики едва ли обходится какая-либо современная профессия, добиться значительных успехов в карьере выпускникам с такого рода тревожностью оказывается непросто.

«Проблема в том, что математика — это достаточно абстрактная наука. Например, само понятие «число» — это, наверное, одна из самых гениальных абстракций, которую придумало человечество. Не «одно яблоко», а просто «один», не «два землекопа», а просто «два»», — так в интервью «Вестям образования» распространение математической тревожности объясняет заслуженный учитель России, автор школьных учебников, задачников и методических пособий по математике Евгений Бунимович.

Еще один фактор, вызывающий подобного рода тревожность, — рейтинги, от которых зависит престиж и финансирование школы. Они во многом основаны на успеваемости, причем в большей степени по точным наукам. Поэтому ученикам, даже склонным к гуманитарным дисциплинам, внушают, что оценки по «серьезным» предметам важнее других. Между тем, по словам Бунимовича, лишь 5% детей можно назвать математически одаренными — но именно на них зачастую ориентируются учителя.

Чтобы побороть математическую тревожность, стоит внедрить дифференцированный подход к образованию. В гуманитарных, математических и биологических классах преподавать математику, убежден Бунимович, нужно по-разному. В то время как математически одаренные дети уже увлечены предметом, гуманитариям нужно показывать его красоту, приводя примеры из области архитектуры, живописи, музыки.

Специалисты также считают, что в школах стоит заменить авторитарные методики преподавания на более гибкие, прекратить оценивать учительский труд по количеству олимпиадников, а детям объяснять, что провал на контрольной и даже экзамене — это не катастрофа.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+