Что такое математическая тревожность и как с ней бороться
Больше половины (53%) школьников в России ощущают напряжение и тревогу, когда речь заходит о математике. Из-за этого учащимся сложно сосредоточиться не только при решении примеров и задач в школе, но и при любом столкновении с цифрами в разных жизненных ситуациях.
Как показывает исследование, отдельные проблемы, связанные с точными науками, есть у 28,5% учеников, а ярко-выраженные — у 24,5%. Девочки в целом боятся цифр больше, чем мальчики: 27% против 22% соответственно.
По мнению ученых, математическая тревожность не только негативно влияет на успеваемость, но и приводит к тому, что вчерашние школьники предпочитают избегать дисциплин и профессий, связанных с цифрами и расчетами. А поскольку без математики едва ли обходится какая-либо современная профессия, добиться значительных успехов в карьере выпускникам с такого рода тревожностью оказывается непросто.
«Проблема в том, что математика — это достаточно абстрактная наука. Например, само понятие «число» — это, наверное, одна из самых гениальных абстракций, которую придумало человечество. Не «одно яблоко», а просто «один», не «два землекопа», а просто «два»», — так в интервью «Вестям образования» распространение математической тревожности объясняет заслуженный учитель России, автор школьных учебников, задачников и методических пособий по математике Евгений Бунимович.
Еще один фактор, вызывающий подобного рода тревожность, — рейтинги, от которых зависит престиж и финансирование школы. Они во многом основаны на успеваемости, причем в большей степени по точным наукам. Поэтому ученикам, даже склонным к гуманитарным дисциплинам, внушают, что оценки по «серьезным» предметам важнее других. Между тем, по словам Бунимовича, лишь 5% детей можно назвать математически одаренными — но именно на них зачастую ориентируются учителя.
Чтобы побороть математическую тревожность, стоит внедрить дифференцированный подход к образованию. В гуманитарных, математических и биологических классах преподавать математику, убежден Бунимович, нужно по-разному. В то время как математически одаренные дети уже увлечены предметом, гуманитариям нужно показывать его красоту, приводя примеры из области архитектуры, живописи, музыки.
Специалисты также считают, что в школах стоит заменить авторитарные методики преподавания на более гибкие, прекратить оценивать учительский труд по количеству олимпиадников, а детям объяснять, что провал на контрольной и даже экзамене — это не катастрофа.