Люди делятся на интровертов и экстравертов, сенситивов и интуитивов, логиков и эмоционалов — по крайней мере так говорят психологи, а психологам принято верить: ведь их услуги стоят адски дорого, а все высокооплачиваемые специалисты — люди авторитетные. Еще люди делятся на тех, кто покупает машину, потому что она красивая, и тех, кто покупает функцию. Есть, правда, и такие, кто покупает машину, потому что она дешевая, но из покупателей Renault Logan читать Forbes станет лишь тот, кто готовится купить 30–40 машин — для своей курьерской службы, например. Вы заметили, кстати, как за последние годы изменился парк развозных машин на наших улицах? Раньше стоянку перед московским офисом Forbes наглухо блокировали несколько десятков корпоративных автомобилей российского представительства итальянской молочной компании Parmalat — и эти автомобили назывались «Ока». Как итальянские менеджеры выживали в них, до сих пор для меня загадка. После того как кризис разжал свои костлявые пальцы на народном горле, народ стал позволять себе молоко не только по выходным, а итальянцы стали позволять себе обновлять корпоративный парк покупкой Daewoo Matiz. Не сказать что безопаснее, но чуть больше комфорта. На маленькие Daewoo пересели развозчики суши, таксисты меняют «пятерки» на Logan и разномастные повозки корейско-российского производства, а одна компания-поставщик строительных красок недавно обзавелась парком Skoda Fabia. Если это не экономический рост, то я не знаю, что такое экономический рост. Если так пойдет дальше, скоро пиццу станут возить на Audi. А таксисты поголовно пересядут на Mercedes, как в какой-нибудь Риге.
Но и тогда при покупке машины люди будут выбирать между красотой и функциональностью. Сейчас в Москве они это делают с изрядным задором: если уж выбирать, то крайность. Mini Cooper S, месящий московскую февральскую грязь, — зрелище столь же забавное, сколь и поучительное. Я знаю живого человека, купившего Fiat Doblo не для того, чтобы возить овощи в свои два ларька (у него нет двух ларьков), а для того, чтобы возить семью. По Москве. И в путешествия. Его не смущает, что Doblo — развозной фургон. Зато много места внутри. И правда, очень много: чтобы возить овощи, место необходимо. У него даже задние двери распашные! Тут вы, конечно, скажете мне, что у Mini Clubman задние двери тоже распашные, но об этом я даже говорить не стану: если не понимаете почему, прекратите читать эту колонку.
Что за страсть к коммерческому транспорту в качестве личного? Fiat, кстати, поощряет ее, рассказывая о Doblo так: «С одной стороны — это мини-вэн, с другой — коммерческий фургон». Черта с два! Я сам, лично провел эксперимент. Я подошел к Doblo с одной стороны и внимательно рассмотрел его: коммерческий фургон. Потом зашел с другой стороны: коммерческий фургон. Маркетологам не удалось меня обмануть, держите и вы ухо востро.
Например, когда вам придет в голову купить Skoda Yeti — первый кроссовер Skoda. Это, впрочем, они там в Volkswagen Group считают, что это кроссовер. Идея сама по себе очень правильная: если у входящей в Volkswagen Group марки Audi есть кроссовер и у самой Volkswagen есть кроссовер, то почему у Skoda нет кроссовера? Хорошо, сделаем.
Пока я колесил на Yeti по Москве и ее окрестностям, я почти не нашел у этой машины недостатков. Она чрезвычайно вместительна, места и комфорта для пассажиров тут масса, посадка водителя удобна, в багажник можно затолкать небольшого слона, к боковым зеркалам претензий нет, управление музыкой и навигацией удобнее, чем у массы машин тремя классами выше (это в Volkswagen умеют), 150 л. с. двигателя хватает вполне. Мой персональный тест, состоящий из двух элементов — быстрая парковка на высоком бордюре всеми четырьмя колесами и разворот на узкой улице с захватом опять же бордюра, — автомобиль выполнил на 3,5 балла: приемлемо, но без грации, цепляясь иногда брюхом. Все-таки снежным человеком маркетологи Volkswagen назвали его зря: это имя куда больше подошло бы экспедиционному внедорожнику.
Раздражала, конечно, ручная коробка передач. Самая дорогая комплектация автомобиля для повседневной (а значит, на 90% городской) эксплуатации просто не имеет права не иметь «автомата» — тем более в Москве, где транспортный коллапс не ожидается, а произошел три года назад. Но мы знаем, что у Skoda для комбинации 150-сильного 1,8-литрового турбодвигателя с полным приводом просто нет ни автоматической, ни роботизированной коробки. Так что приходится простить, тем более что половина субъективных ощущений хорошей динамики достигается именно при активной работе рукояткой коробки передач, коих здесь шесть. Перед выездом в город это пугает, потом оказывается, что четырех достаточно.
В общем, пока я колесил на Yeti по Москве и ее окрестностям, я размышлял, что такую машину я, наверное, купил бы. Когда же я выходил из нее, решил: пожалуй, нет, спасибо.
С внешностью у автомобиля проблемы. Точнее, проблема одна, но нерешаемая. Yeti ведь — это первый кроссовер от Skoda: «Дороги кончаются, характер остается!» Так вот, внешне Yeti никакой не кроссовер.
При всех воплощенных в ней дизайнерских находках, главная из которых — действительно сильное сочетание круглых и трапециевидных фар, общий облик машины далек от внедорожного или «кроссоверного». Сочетание длинного переднего свеса, короткого покатого капота и непропорционально высокого кузова зрительно скрадывает и без того не поражающий воображение 180-миллиметровый дорожный просвет (у Nissan Qashqai, например, 200 мм), и получается… то ли высокий универсал, то ли развозной фургон. А широкая, подчеркнутая дизайнерами стойка между передней и задней дверью уничтожает и это последнее «то ли», окончательно превращая машину в дизайнерский полугрузовой фургон.
У Skoda это сейчас такой эксперимент с фирменным дизайном — визуально отделять «кабину» от остального автомобиля: «Оцените элегантность линий нестандартного дизайна кузова!» Да, этот дизайн нестандартен, но он идет развозному фургону Skoda Praktik по той простой причине, что Skoda Praktik — это развозной фургон. А городскому универсалу Skoda Roomster и и кроссоверу Skoda Yeti он не идет, потому что превращает их из универсала и кроссовера в развозные фургоны.
К тому же у Skoda не обошлось без внутренней конкуренции. Если мне нравится идея ездить на вместительном универсале с расширенными внедорожными возможностями (на самом-то деле мне достаточно, чтобы машина хорошо ездила по снегу и бордюрам), у Skoda есть для меня предложение — полноприводный приподнятый универсал Octavia Scout. Технически это тот же Yeti — тот же мотор 1,8 л и 150 л. с., тот же полный привод, почти такой же салон, только в максимальной комплектации укладывающийся в 1 млн рублей, то есть на 200 000 рублей дешевле Yeti.
Теперь рассмотрим задачку: из вполне приличного (хотя и не подкупающего роскошью марки) европейского (с немецкими корнями) недорогого (да даже, кстати, и самого дешевого в своем классе) полноприводного универсала повышенной проходимости изготавливается высокий развозной фургон, получает называние «кроссовер» и на этом основании начинает продаваться на 20% дороже.
Не пойдет. В гамме Skoda не помешал бы кроссовер, но попробуйте спроектировать его еще раз.
P. S. Читатель вправе спросить: а что же модификация Yeti с мотором 1,2 л за 699 000 рублей и роботизированной коробкой передач, которая усиленно поминается в рекламе марки, — разве это не прекрасное предложение? Читатель, я не вижу смысла писать об этой машине. Она переднеприводная, а кроссоверов с приводом на одну ось не бывает. Что бы там ни рассказывали их создатели.