Право не работать, получая при этом социальные выплаты, — важнейший элемент общественного договора развитых стран. Иначе как объяснить массовые протесты, недавно прокатившиеся по Франции и Греции в ответ на решения их правительств повысить пенсионный возраст? Обе страны находятся в числе европейских лидеров по продолжительности жизни, в обеих речь идет о том, чтобы работать всего на два года дольше, причем процесс перехода к новым границам пенсионного возраста растянут на 8 лет во Франции и на 6 лет в Греции.
Когда создавались государственные пенсионные системы, нигде право на пенсию не привязывалось к продолжительности жизни, которая в то время была ниже пенсионного возраста. Везде количество пенсионеров было незначительным, а пенсии невелики, что обеспечивало дешевизну пенсионных систем.
Спустя столетие ситуация кардинально изменилась. Население всех развитых стран стремительно стареет — все большую долю в его структуре занимают пожилые. Пенсии в большинстве европейских стран сейчас намного выше, чем 100 лет назад. В результате бремя пенсионных расходов увеличивается и скоро, если ничего не менять, будет съедать основную часть ВВП.
Рецептов по решению пенсионной проблемы не так уж и много. Для населения все они выражаются в перспективе платить больше, получать меньше или работать дольше. С точки зрения экономической рациональности последний вариант вроде бы выглядит привлекательнее, поскольку позволяет не уменьшать размеры ежемесячных выплат и не взвинчивать ставку пенсионных взносов.
Но на практике толерантность населения к первым двум мерам оказывается намного выше. Повсеместно в Европе легче проходят и повышение социальных налогов, и неявное снижение выплат за счет изменения порядка их расчета и индексации.
Похожая картина наблюдается и в России. Глухое недовольство низкими пенсиями не проявляется открыто. Большинство работников остается в неведении, что в стране уже девятый год идет пенсионная реформа. Но всех остро беспокоит перспектива дольше ждать назначения пенсии.
Говорят, что повышать пенсионный возраст в России кощунственно, поскольку многие не доживают и до нынешних порогов. Это лишь часть правды, поскольку высокая смертность — это, прежде всего, удел российских мужчин, тогда как продолжительность жизни женщин при рождении на 19 лет превышает действующие границы пенсионного возраста. К тому же большинство пенсионеров сохраняет занятость еще несколько лет после назначения пенсии. Поэтому, в отличие от Европы, в России сопротивление идее поднять пенсионный возраст пока вызвано не столько тем, что придется дольше работать, сколько тем, что откладывается тот день, когда можно будет наконец пожить по-человечески, получая и пенсию, и зарплату.
Общественная дискуссия о границах пенсионного возраста везде — и в России, и за рубежом — ведется однобоко, исключительно с позиций пенсионной системы. Но наше право не работать не исчерпывается пребыванием на пенсии.
Граждане современных социальных государств, и Россия здесь не исключение, все меньше лет своей жизни отдают работе. Основная причина состоит в большей распространенности профессионального образования. Стоит также упомянуть отпуска по уходу за ребенком, доступность и продолжительность которых за последние десятилетия также заметно выросла. Оплачивается и часть безработицы.
Идти по этому пути дальше, работая все меньше, — значит, оказаться у разбитого корыта: денег на все выданные социальные гарантии у государства в конце концов не будет. А последствия жесткого сокращения социальных прав можно наблюдать в Греции. Да и у России такой опыт уже был.
Следовательно, надо делать выбор, когда не работать. Можно, конечно, попробовать ограничить доступность высшего образования, заставить молодежь идти в рабочие, не оплачивать уход за детьми. Но где окажется страна в результате всех этих действий? Поэтому разумнее все-таки повысить пенсионный возраст с наименьшими социальными потерями. Для начала это означает реформу системы досрочных пенсий и выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин. Чем раньше государство решится на такой шаг, тем больше времени будет в запасе, в том числе для того, чтобы постараться убедить население в необходимости такой политики и максимально растянуть повышение по времени, подготовив к нему и работников, и работодателей.
Автор — заместитель директора Независимого института социальной политики