Киргизско-узбекские погромы в южных областях Киргизии начались в ночь на 11 июня. Они охватили Ошскую и (в меньшей степени) Джалал-Абадскую области страны. Имеющиеся на данный момент данные о числе жертв (187 человек) являются неполными и наверняка еще вырастут в несколько раз. Количество беженцев (в основном узбеков) исчисляется десятками тысяч. К настоящему времени беспорядки пошли на спад и развернулись поиски виновных в произошедшей этнической чистке.
Версия киргизского Временного правительства, согласно которой резня и чистки в Южной Киргизии стали делом рук экс-президента Курманбека Бакиева, похоже, начинает восприниматься как очевидный факт, причем не только в Киргизии, но и за рубежом. В самой Киргизии уже имеются арестованные сторонники Бакиева, которые начали давать признательные показания (например, Пайзуллабек Рахманов, уже пытавшийся ранее неудачно захватить власть в Оше).
Но, что более важно, сын Бакиева Максим задержан во вторник в Великобритании, хотя до этого он, насколько можно судить, не испытывал проблем с перемещением по миру, включая США. До начала беспорядков объявления Максима в международный розыск киргизским Временным правительством никого особенно не интересовали. Это и неудивительно: легитимность этого самого правительства не вполне признавалась даже партнерами по Шанхайской организации сотрудничества. Временного президента Киргизии Розу Отунбаеву даже не пустили на саммит ШОС в Ташкенте, разрешив прислать лишь министра иностранных дел.
Если бишкекские запросы в Интерпол вдруг стали кого-то интересовать за пределами СНГ, то это может быть только свидетельством изменения политики. Ведь в вопросе правового статуса Временного правительства за последние несколько дней ничего не поменялось. Наконец, верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй заявила, что ООН располагает свидетельствами о том, что беспорядки были заранее подготовлены. Кстати, сам Курманбек Бакиев настаивает на обратном: по его версии беспорядки были спровоцированы бытовой ссорой между узбеком и киргизом в местном казино.
Разумеется, вспоминаются и выложенные некогда на YouTube и растиражированные в рунете записи телефонных переговоров Максима Бакиева с братом экс-президента Жанышем Бакиевым про «500 отморозков», которые «устроят бузу». Публикация записей, вполне вероятно, была работой Москвы, которая обозначила свое негативное отношение к Бакиеву с первых дней переворота в Киргизии.
Разумеется, точно восстановить механику подготовки второй Ошской резни (первая была в 1990 году) не представляется возможным, и, вероятно, механизм ее возникновения гораздо сложнее, чем просто «заговор со стороны Бакиевых». Ей предшествовало немало событий, включая раскол среди самой узбекской общины Южной Киргизии и убийство одного из ее видных представителей — криминального авторитета Айбека Мирсидикова («Черного Айбека») в Джалал-Абадской области за три дня до начала бойни. Следует, однако, отметить, что Мирсидиков выступал скорее как публичный оппонент Временного правительства и сторонник Бакиева. Впрочем, в Киргизии главы преступных группировок, подобные Мирсидикову или враждебному ему киргизскому вору в законе Камчи Кольбаеву, являются фигурами первой величины, что делает киргизский политический ландшафт туманным и причудливым.
Как бы то ни было, Курманбек Бакиев и его окружение воспринимаются как очень серьезная проблема не только Временным правительством Киргизии и Россией, но и остальным миром. Очевидно, что если бы Курманбек Бакиев сидел сейчас в бишкекской тюрьме (или на подмосковной даче под присмотром ФСБ), то проблема была бы решена. Но Бакиев, увы, находится в Минске, под торжественно объявленной личной защитой Александра Лукашенко.
Понимал ли Батька, во что ввязывается, когда из каких-то никому не ведомых соображений давал Бакиеву политическое убежище? К постоянному вымогательству и шантажу, газовым войнам и торговым скандалам Москва в конце концов привыкла, в Кремле тоже не афонские старцы сидят. Но сейчас речь идет об угрозе возникновения в Центральной Азии затяжной и кровавой гражданской войны, которая неизбежно будет сопровождаться жертвами среди российских граждан и неизбежно потребует в той или иной форме участия российской армии.
Сегодня Медведев объявил о возможности начала с Белоруссией новой газовой войны из-за ничтожного долга менее чем в $200 млн. Никогда ранее столь малый долг не вызывал такой реакции на высшем уровне. Перед этим Генпрокуратура Белоруссии отказалась выдать Курманбека Бакиева. Если Лукашенко пойдет на принцип, российско-белорусские торговые отношения в ближайшие месяцы ждет непростое будущее, а воспоминания о Таможенном союзе будут выглядеть шуткой.
Автор - Заместитель руководителя представительства РИА Новостей в Пекине - Василий Кашин