Рассказы о «машинах будущего» всегда будоражили фантазию. Прежде всего, я познакомился со всякого рода летающими раритетными авто, автожирами, или машинами с крыльями. Помните автожиры? Мы бы все летали на них на работу, экономили время и спасались от уличных пробок.
В это я никогда не верил. Я видел небо, полное пьяных водителей, дождь тел и металлические обломки. Летающих машин быть не могло, и их так и не придумали.
Некоторое время назад появилась идея соединить машины и скоростные автострады: шоссе, связанные между собой, принимают сигналы от машин и направляют их. Это уменьшило бы количество несчастных случаев и позволило соблюдать идеальную дистанцию между автомобилями, а также помогло бы управлять движением.
Но я знал, что мы никогда не вспашем все свои дороги, чтобы проложить под ними провода. Стоимость этого мероприятия была бы немыслима. Кроме того, система будет работать только тогда, когда все машины посылают сигналы, стало быть — ею нельзя будет пользоваться еще лет десять с того момента, как мы переделаем дороги. Идея потратить миллиарды и разрушить все дороги, а затем ждать еще десятилетие, пока система заработает, выглядела утопией. Этого не могло произойти, и это не произошло.
Но последние разработки в автомобилестроении открывают путь к другой фантазии о будущем, которая осуществима, — машины, которые управляют сами собой. Это страшно для тех из нас, кто любит водить, но если присмотреться к тому, что существует уже сегодня, можно представить, что это вполне реально.
Сейчас уже стало привычным пользоваться навигатором. Задаешь конечную точку, и система прокладывает путь на карте. Круиз-контроль позволяет водителю установить определенную скорость, и машина придерживается этой скорости, пока не нажимается педаль тормоза. «Адаптивный круиз-контроль» — самая последняя опция, имеющаяся на некоторых машинах. Водитель устанавливает дистанцию между своей машиной и впереди идущей. Автомобиль сам притормаживает, если машины оказываются слишком близко, и набирает скорость, когда дистанция увеличивается.
Сегодня подобных устройств становится все больше. Например, предупреждение пересечения полосы, во время которого автомобиль подает сигнал, если наезжает на разделительную линию на дороге. Камеры заднего вида, показывающие, что происходит позади машины. Датчики слепой зоны, использующие радарные сенсоры в боковых зеркалах для предупреждения о приближении объекта. Система автоматической парковки позволяет вообще не держаться за руль.
А теперь представьте, что мы соединили все эти устройства. Конечный пункт вбит в навигатор, машина сама следует по маршруту, притормаживая или набирая скорость, когда это необходимо, поворачивая, меняя полосы. Единственное, чего, пожалуй, не хватает, так это системы, которая совершает левый поворот, но, со всеми радарами и камерами на борту, это не кажется непреодолимым препятствием.
Так что водитель больше не водитель, а пассажир, которого машина сама везет по заданному маршруту.
Роберт Лутц, вице президент General Motors, недавно вышедший в отставку, описал подобную систему — не то, чего хотелось бы ему самому, но то, что он предвидит.
«Вы выбираете одну из типовых программ, например, «домой». И машина выезжает на улицу — управляемая GPS — и вливается в трафик. А добравшись до пункта назначения, паркуется сама, при помощи разных других устройств», — рассказывал Лутц журналистам.
«В конце концов, я не думаю, что человечество сможет позволить себе ситуацию, когда каждый человек на планете имеет машину, и колесит повсюду по железобетонным шоссе».
Прав ли он? В США практически любой, кто хочет автомобиль, может себе его позволить, и мы колесим, куда хотим, и система с этим справляется. Однако прибавьте миллиарды машин, которые появляются в Китае, Индии, и других странах, и тут появляется проблема. Мы можем построить железобетонные дороги, но нам может не хватить бензина или электричества, чтобы кормить все машины.
Появление робомашин можно ждать и десять лет, и полвека. Но все основные ингредиенты уже есть. Просто соедините GPS с адаптивным круиз-контролем. Как только придумают автоматический левый поворот.
Так что давайте наслаждаться вождением автомобиля, пока можно.
Джерри Флинт, бывший главный редактор Forbes, пишет об автомобильной индустрии с 1958 года.