Депутаты сказали нам: не стоит ждать, пока подыщут уголовную статью, лучше сразу поинтересоваться, чем ты можешь быть полезен органам правоохранения
Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, разрешающий сотрудникам ФСБ объявлять официальное предупреждение любому российскому гражданину или организации в том случае, если их действия будут сочтены недопустимыми.
Казалось бы, зачем нужно предупреждать человека в данном случае? Предупреждать надо о наступлении неожиданных событий. О тех, которые мы не можем предотвратить. В частности, о переменах погоды, о магнитных бурях, об извержении Эйяфьятлайокудля, о пробках на дорогах, о проезде национального лидера с эскортом, о набегах саранчи и т. д. Но зачем предупреждать меня о том, что я вот-вот совершу противозаконный акт?
Уголовный кодекс доступен каждому. Стоит недорого. Напечатан крупным шрифтом. Более того, рискну предположить, что человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти, даже без Уголовного кодекса в подавляющем большинстве случаев способен определить, совершает ли он наказуемое деяние. И если уж решается некто на преступление, то вряд ли предупреждение сотрудника ФСБ способно его вернуть на путь истинный.
Впрочем, все это рассуждения из разряда «суха теория, мой друг, но вечно зеленеет жизни древо». Древо нашей российской жизни зеленеет всегда совершенно неожиданно, а потому не стоит предполагать, будто хорошее знакомство с Уголовным кодексом способно уберечь законопослушного гражданина от тюрьмы (в которую его всегда готовы посадить) и от сумы (с которой ему придется ходить после того, как его имущество вернут государству).
Российская правоохранительная система относится к числу явлений непредсказуемых. Не настолько, конечно, как извержение Эйяфьятлайокудля, но уж точно в большей степени, чем набег саранчи. Не стоит думать, будто человека можно посадить лишь в соответствии с Уголовным кодексом. Давно прошли те времена, когда Остап Ибрагимович Бендер чтил сей кодекс и был спокоен насчет своих отношений с правоохранителями. Сегодня одного факта наличия такой компании, как «Рога и копыта», вполне достаточно для того, чтобы вынести г-ну Бендеру О. И. официальное предупреждение и заставить тем самым задуматься о том, не лучше ли ему своевременно уступить свою собственность государственным концернам «Росрога» или «Промкопыта».
Если кто-то кое-где у нас порой привлечет внимание влиятельных сотрудников правоохранительной системы своим плохо лежащим имуществом, то вскоре имущество это с большой степенью вероятности сменит своего собственника. И совершенно неважно, что на этот счет написано крупным шрифтом в Уголовном кодексе. Как говорится, был бы человек, а статья для него всегда найдется. Особенно в условиях басманного правосудия.
Вопрос о том, какая это будет статья, зависит не столько от самого человека и его знакомства с Уголовным кодексом, сколько от специализации заинтересовавшихся им сотрудников правоохранительной системы. В одних случаях может оказаться, что он как-то раз недоплатил налоги. В других — что он по небрежности оставил крупную дозу наркотиков в ящике своего рабочего стола. Не исключено также, что бедолага своими публикациями в СМИ содействовал усилению терроризма. А если под содействие терроризму публикации никак не подвести, то можно найти в них признаки разглашения государственной тайны и сотрудничества с разведками ряда иностранных государств.
Конечно, все это ни в коей мере не означает, что любой человек в сегодняшней России не может спать спокойно. Подавляющее большинство, естественно, может. Беда лишь в том, что никому не известны правила игры. Никому не известно, наедут на вас завтра или нет. Можете ли вы спокойно вести свой бизнес или пора присматривать квартирку в Лондоне? Можете ли вы спокойно заниматься журналистикой или пора переквалифицироваться в управдомы?
У экономистов есть даже теория, согласно которой на развитие страны влияют не столько масштабы коррупции или гарантии прав собственности, сколько ясность правил игры и предсказуемость действий властей. Предприниматель ничего не может предпринять, если не знает, сколько, кому и каким образом следует давать, и если не может быть уверен в том, что получатель взятки действительно сделает обещанное. Но если тарифы ясны, откаты определены и чиновник действует в интересах взяткодателя с твердостью веберовского бюрократа, то… все хорошо, прекрасная маркиза. Надо лишь учесть взятки в себестоимости продукции. А сэкономить ради поддержания конкурентоспособности можно хотя бы на заработной плате, благо профсоюзы в странах с подобными правилами игры обычно не сильно развиты.
Система, при которой ФСБ заранее выносит официальное предупреждение, явно будет способствовать прояснению правил игры. Человеку подобным образом дадут понять, что «старший брат» смотрит за ним и явно интересуется его деятельностью. Иначе говоря, не стоит ждать, пока подыщут уголовную статью. Лучше сразу поинтересоваться, чем ты можешь быть полезен родине, а также органам ее правоохранения.
И пусть тот, кто скажет, что это не акт великого гуманизма, первый бросит в меня камень.
Автор — руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге