Налог на сверхдоходы компаний, занимающихся добычей природных ресурсов, — давняя мечта российского Минфина. Но за последние 10 лет ее реализация не приблизилась. Наоборот, в начале кризиса правительство снизило налоги на нефтедобычу и экспорт, а повысить забыло.
Скоро, впрочем, придется вспомнить. И возможно, собирать с сырьевого сектора даже больше, чем до кризиса: иначе не видно, как сделать бюджет сбалансированным, — ведь обязательства перед населением в последние годы существенно выросли.
Пример подает Австралия. Ее министр финансов Уэйни Суэн уже объявил о введении 40%-ного налога на сверхдоходы добывающих компаний. Это будет самый высокий в мире налог на добычу. Но скоро он может стать нормой для ресурсных компаний. Ведь глобальный бюджетный кризис только начинается. Многим странам приходится повышать налоги и сокращать бюджетные расходы. О повышении налогов на добычу сырья уже заговорили в Чили и Бразилии.
Австралийский налог, который начнет действовать с 1 июля 2012 года, мог быть еще выше: «зеленые» предлагали ставку в 50%. Для австралийского Минфина сверхдоход — все, что выше доходности долгосрочных австралийских гособлигаций (сейчас — 6%). За первые два года действия налога бюджет получит дополнительно $11 млрд.
Австралия — крупнейший в мире экспортер железной руды, угля и глинозема. Спрос на них вырос благодаря буму в Китае. Прибыль крупнейших горнодобывающих компаний мира, BHP Biliton и Rio Tinto, по данным Bloomberg, за ближайший год должна удвоиться. Индекс, объединяющий шесть металлов, с начала 2009 тоже вырос вдвое. Это и навело австралийцев на мысль о новом источнике доходов.
Крупнейшие разработчики австралийских недр (BHP, Alcoa, Rio Tinto, Xstrata) уже пригрозили сокращением капиталовложений в местные проекты. Налоговые новации могут привести к тому, что Австралия недосчитается $108 млрд инвестиций. Представители BHP уже выразили надежду на то, что новый налог будет взиматься только с новых проектов, а старые смогут работать по-прежнему.
Оппонирует налогу и богатейший человек Австралии Эндрю Форест (контролирует Fortescue Metals Group). Против и оппозиция: ее лидер Тони Эбботт после встречи с руководством BHP сказал, что относится глубоко враждебно к введению нового налога на самый эффективный и конкурентоспособный сектор австралийской экономики.
Ресурсный сектор занимает 9% австралийской экономики, по размерам довольно близкой к российской ($1,1 трлн). Официальная доля ТЭК в России примерно вдвое выше. Бюджет, до кризиса сводившийся с профицитом, сейчас имеет дефицит в 4,7% ВВП. Через три года Австралия, по расчетам Минфина, вернется к профициту.
Австралия повышает налог на сырье не от безысходности. Ее госдолг — всего 6,1% ВВП. Но бюджетный кризис в Европе отбил у австралийских чиновников желание брать в долг. Новый налог поможет правительству увеличить траты на инфраструктуру и медицину, снизить налоги. Половину доходов от нового налога правительство отправит в специальный инфраструктурный фонд. Будет снижен налог на прибыль. Год без налогов обещан стартапам в малом бизнесе. Снизят подоходный налог для бедных.
С помощью налогового маневра австралийцы попытаются решить и демографическую проблему. Население растет, но стареет: доля австралийцев старше 65 лет в 2050-м будет больше нынешней вдвое. Поэтому пенсионный возраст повышается с 70 до 75 лет, постепенно увеличиваются обязательные накопительные пенсионные взносы, для них вводятся налоговые льготы.
Думаю, австралийский эксперимент будет удачным. Тому порукой, как ни странно, российский опыт. В начале 2000-х наша страна тоже резко повышала сырьевые налоги. Компании были очень недовольны. Но инвестиции с тех пор выросли, сектор остался прибыльным. К тому же из Австралии удобно возить сырье в Китай и Индию, так что транснациональные компании оттуда не уйдут. Особенно если и другие страны повысят ресурсные налоги.
В отличие от металлургов и угольщиков, нефтяники привыкли к высоким налогам. Royal Dutch Shell и Chevron уже подтвердили, что их планы в Австралии останутся неизменными.
В австралийском плане подкупают две вещи. Во-первых, комплексность. Правительство одновременно, а не по отдельности, решает проблемы с бюджетом, пенсионной системой, инфраструктурой. Во-вторых, долгосрочный характер планирования. Изменения налогового режима обсуждаются за два с лишним года до реализации. В переходный период у сырьевиков будут значительные льготы. Если российское правительство последует примеру австралийского, оно сможет понизить налоги на зарплату. Тогда налоговая система не будет мешать развитию экономики.
Автор — экономический обозреватель.