d width="187" valign="top">
Показатель, $ млрд |
I квартал 2010 |
I квартал 2009 |
Рост, в % |
---|---|---|---|
d width="187" valign="top">
Прибыль |
2,43 |
2,06 |
18 |
d width="187" valign="top">
Выручка |
14,8 |
8,3 |
79 |
d width="187" valign="top">
Налоги на добычу, экспортные пошлины |
6,1 |
3,3 |
85 |
d width="187" valign="top">
Транспортировка |
1,76 |
1,25 |
41 |
d width="187" valign="top">
EBITDA |
4,44 |
2,3 |
92 |
d width="187" valign="top">
Добыча, млн барр. в день |
2,29 |
2,11 |
8,4 |
d width="187" valign="top">
Переработка, млн т |
12,1 |
11,6 |
4 |
d width="187" valign="top">
Долг |
16,4* |
18,5** |
-11 |
d width="187" valign="top">
Цена нефти, $ |
75,3 |
44 |
71 |
С антикризисной поддержкой реального сектора пора заканчивать, заметил на пятничной коллегии Минфина и Минэкономразвития один из наших лучших экономистов, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Премьер Владимир Путин удивился: видимо, аппарат правительства таких предложений не выдвигал. Поддержка нефинансового сектора увеличивает спрос на импорт, но тут уж ничего не поделаешь, ответил премьер.
На самом деле поддержка реального сектора — это не только прямое выделение средств из бюджета. Это еще и налоговые льготы. Премьер об этом, судя по газетным пересказам, забыл. Самую мощную антикризисную поддержку — причем первыми — получили из бюджета российские нефтяники. Вот с ней точно пора заканчивать.
Налоговые льготы для нефтяников правительство ввело в разгар кризиса, в конце 2008-го. Они должны были скрасить компаниям снижение цены нефти и прекращение доступа к дешевым кредитам. Были снижены налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины, налог на добычу, ускорена амортизация, снижен налог на прибыль. Но нефть достаточно быстро подорожала, и особых трудностей с погашением долга у нефтяников не возникло. Помогла нефтяникам и девальвация рубля.
Теперь нефть снова стоит дорого. Средняя цена Urals в I квартале этого года — $75,3. Но даже год назад при средней цене барреля в $44 в уместности льгот были большие сомнения. До кризиса, когда лидерами в добычи нефти были частные компании, налоговая нагрузка на нефтянку была сконструирована так: НДПИ и экспортные пошлины шли вверх при цене нефти выше $16 и $27 за баррель соответственно. До этого уровня, при совсем низких ценах, нагрузка была минимальной. Если при цене нефти в $44 ее добыча и экспорт нерентабельны, значит что-то не так с издержками на транспортировку сырья и прочими расходами.
Что дают нефтяникам налоговые льготы, прекрасно видно из опубликованной вчера отчетности «Роснефти» по US GAAP за I квартал (см. таблицу). Прибыль госкомпании выросла до самого высокого уровня за последние полтора года — с начала кризиса.
* на 01.04.2010
** на 01.01.2010
Источники: Bloomberg, Интерфакс
Кроме общих для всех нефтяников льгот, «Роснефть» пользуется специальными льготами при добыче нефти в Восточной Сибири. Минфин пытался их отменить, но результатом внутриправительственного спора стало продление льгот как минимум до конца года. Из приведенных показателей очевидно, что, несмотря на рост расходов и налогов, нефтяники при нынешних ценах чувствуют себя весьма неплохо и никакой нужды в продлении льгот нет.
Пожертвовав нефтяными налогами, российский бюджет попал в достаточно плачевное положение. Пришлось упразднить разделение доходов на нефтяные и прочие. Цена нефти, при которой бюджет-2010 можно было бы свести без дефицита, достигла, по оценке министра финансов Алексея Кудрина, $95. Пять лет назад эта цифра была ниже в 3,5 раза, что говорит о гигантской неудаче нашей бюджетной политики.
Стоит нефти подешеветь, как страна очень быстро наберет долги. Это очень несвоевременно. Впереди большие расходы, а займы в ближайшие годы, скорее всего, будут только дорожать. Ведь Греция — только начало кризиса суверенного долга. Бюджетные проектировки развитых стран Европы и США показывают, что он может затянуться на несколько лет. Россия вошла в этот кризис в очень благоприятной ситуации: госдолг крайне низок. Но это временно.
Возвращение нефтяных налогов на докризисный уровень позволило бы избежать давно запланированной на 2011 год и очень вредной меры — повышения налоговой нагрузки на оплату труда. Этот шаг будет сильно сдерживать послекризисное восстановление экономики и осложнит ее модернизацию. Нагрузка на оплату труда особенно высока в секторе услуг. Но всему сервисному сектору едва ли удастся записаться в «инновационные компании», которые увеличения нагрузки не почувствуют.