К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Конец эпохи Гутенберга

Конец эпохи Гутенберга
Что станет с книгами, писателями и издателями через 10 лет

В ближайшие 10 лет физический облик книги кардинально изменится. С ней произойдет то же, что и с магнитофонной кассетой. Сейчас почти никто не снимает на аналоговую пленку, виниловые пластинки покупает только узкий круг коллекционеров, а массовый потребитель скачивает музыку в электронном виде. Люди мигрируют в электронную среду, потому что она обладает рядом неоспоримых преимуществ.

Что будет с книгами

Несмотря на то что уже существует технология электронных чернил, большинство электронных устройств для чтения пока довольно дороги и при этом имеют маленький монохромный экран. У них нет прямого подключения к единому хранилищу книг (кроме Kindle от Amazon). Кроме того, идет война форматов — у Amazon Kindle и Sony они разные. Думаю, через несколько лет мы придем к единому стандарту устройств. Возможно, это будет гаджет — потомок Apple iPad или Kindle.

Переломным моментом станет переход школ на электронные учебники. При закупке большой партии такой учебник, рассчитанный на 5 лет службы, может уже сегодня стоить $100. Правда, в России это произойдет не скоро: слишком сильны группы, занимающиеся выпуском учебников.

 

Для окончательного вытеснения бумажных книг электронными должна появиться единая платформа для закачки и продвижения контента — по образцу музыкального магазина iStore. Судя по всему, Amazon создает похожую платформу для продажи электронных книг. Правда, пока ни Amazon, ни iStore не решили проблему с международными правами. Например, сейчас в России или во Франции нельзя легально купить электронные книги и музыку из iStore. Но решение этого вопроса — дело времени.

iStore или другой портал станет платформой, на которую независимые производители и сами авторы будут закачивать книги.

 

Что будет с писателями

Издательства потеряют монопольное право доносить книги до читателей. Авторы смогут напрямую заключать договоры с платформой и получать 20–80% выручки от продажи своих книг вместо теперешних 10%. Они сами будут продвигать книги, контролировать продажи.

Чтобы закачать книгу в систему, будет достаточно завести аккаунт и заполнить требуемые формы. Система будет полностью автоматизирована на манер Google AdWords. Авторы будут самостоятельно заказывать услуги по редактуре, корректуре, верстке у специализированных агентств в странах с низкой стоимостью труда. Подготовленная профессионалами рукопись будет иметь определенный гриф. Возможно, платформа будет требовать такой подготовки и даже сама предоставлять такие услуги — чтобы отсечь «макулатуру».

Между писателями и читателями установится более тесная связь. Для продвижения книг авторы будут вести свои блоги, закачивать на них видео и отвечать на вопросы читателей. Все это уже реализует Amazon, создавая полноценное сообщество читателей. На мой взгляд, именно этим обусловлена покупка этой компанией сайта Goodtoreads.

 

Пираты, безусловно, никуда не уйдут, но с ними бороться невозможно. Есть категория людей, которые никогда не будут платить за контент, сколько бы он ни стоил — 10 или даже 5 рублей. Но если появится удобная система, при которой ваша кредитная карточка привязана к вашему счету на определенной платформе и можно в один клик заплатить за книгу, большинство людей будет платить.

Что будет с издателями

Самый большой удар получат типографии — большая часть закроется. Издательства в их нынешнем виде тоже станут не нужны. В них будет работать меньше людей. Они сильно поменяют свою структуру. Сейчас издатели просматривают сотни рукописей и выбирают то, что им нравится. Они инвестируют в книгу свои деньги, точно не зная, станет ли она хитом. Ее надо хорошо перевести, отредактировать, напечатать тиражом не менее 3000 экземпляров. Это обходится минимум в $15 000, и издатель может потерять эти деньги.

В будущем из своего рода инвестиционных фондов издательства превратятся в поставщиков услуг. Они не будут платить авторам роялти, а наоборот, станут получать деньги за свои услуги. Книги все равно нужно будет редактировать, верстать, создавать обложки и мультимедийные иллюстрации, продвигать их на рынке. Издательство станет похоже на рекламное агентство.

Возможно, появятся несколько уровней качества книг — какие-то из них будут подготовлены профессиональными издательствами, какие-то нет. Возможно, стоит принять минимальные требования к оформлению контента, иначе он захлестнет рынок и читателю станет трудно выбирать.

У бумажных книг останется всего две ниши. Во-первых, дорогие подарочные издания. Во-вторых, книги для дошкольников и детей младшего и среднего школьного возраста.

 

Автор — генеральный директор издательства «Манн, Иванов и Фербер»

25 мая в 22:08 Михаил Иванов обсудит эту тему в прямом эфире радио «Эхо Москвы» с ведущими программы «Послезавтра» — ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым и Тоней Самсоновой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+