Банковская система — самое уязвимое место европейской экономики
Системный кризис в Европейском Союзе обусловлен тремя проблемами. Самая заметная их них — бюджетная. Некоторые страны — члены ЕС плохо управляли своими финансами, а нормы, действующие в еврозоне, слишком беззубы, чтобы препятствовать расточительности. Вторая проблема — конкурентоспособность. Пузыри на рынках недвижимости и хорошая международная конъюнктура маскировали потерю экономической формы странами, которые нуждаются теперь в болезненных структурных реформах, — либерализации рынка труда и сломе протекционистских барьеров на рынках услуг. Но не менее серьезна третья проблема — хрупкость европейской банковской системы, которая стала первопричиной драматических событий, развернувшихся в начале мая из-за кризиса в Греции.
Именно из-за страха перед эпидемией банковских банкротства Евросоюз и МВФ решили спасти Грецию от дефолта, вместо того чтобы допустить реструктуризацию ее долгов. Реструктуризация греческого долга сделала бы невозможным рефинансирование долгов Испании, Португалии и других стран на разумных условиях; не менее пугающей была перспектива банковской паники. Банки, владевшие греческими долгами, могли стать неплатежеспособными и утащить за собой на дно всю экономику, как это произошло с Lehman Brothers в 2008 году. Спад межбанковского кредитования в конце первой недели мая стал последней каплей и вынудил лидеров ЕС и Европейского ЦБ упредить панику на рынке и гарантировать Греции поддержку в размере €110 млрд. Большую часть этих денег, €80 млрд, выплатит МВФ.
Банковская система Европы пребывает в крайне уязвимом состоянии с сентября 2008 года. Более того, впрыск в систему ликвидности со стороны Европейского Центробанка только усугубил ситуацию, поощряя слабые банки на чрезмерные вложения в высокодоходные долговые бумаги вроде греческих. Если бы банки начали 2010 год в лучшем состоянии, возможностей для урегулирования ситуации в Греции было бы больше (включая реструктуризацию долга, которая рано или поздно произойдет в любом случае). Да и сама реструктуризация обошлась бы существенно дешевле.
На самом деле, некоторые европейские банки и сейчас находятся в полном порядке — но устойчивость системы определяется ее самыми слабыми звеньями, и мы даже не знаем точно, какие это конкретно звенья. Опыт банковских кризисов прошлого свидетельствует о том, что для решения подобных проблем необходимо назвать недокапитализированные банки и провести их реструктуризацию или ликвидацию, если рынок не готов предоставить им необходимый капитал.
Год назад США провели стресс-тест своих крупнейших банков, подтолкнув их к привлечению капиталов с рынка. Сегодня эта мера выглядит как крупный успех американской экономической политики. Евросоюз, к сожалению, не предпринял ничего подобного. Политические лидеры, включая лидеров Франции и Германии, слишком подвержены влиянию национальных банковских элит, которые ни перед чем не остановятся ради сохранения статус-кво. Яростной антирыночной риторикой руководители крупнейших стран ЕС сильно осложнили свою задачу, которая состоит в том, чтобы объяснить избирателям, как же все-таки они намерены проводить оздоровление банковской системы. Играют роль и соображения экономического национализма: чиновники опасаются, что после того как откроется плачевное положение банковских «чемпионов» в их странах, они станут добычей «иностранцев» — банков из других европейских стран. Вероятно, поэтому реструктуризация банковской системы должна проходить на надгосударственном уровне, иначе она не будет эффективна.
Нынешние институты ЕС совершенно лишены административных инструментов и полномочий, которые позволили бы им эффективно защищать общее благо Европы от групп интересов. В прошлом году Барак Обама проницательно заметил, что «политическое взаимодействие в Европе не многим отличается от действий Сената США, где у каждого свои собственные интересы, и своя собственная политика». Увы, реструктурировать банковскую систему могут только централизованные действия исполнительной власти.
Евросоюз должен навести порядок в своем финансовом секторе, и сделать это быстро. В противном случае новые дефолты суверенных заемщиков застигнут ЕС врасплох. Банковская реформа необходима не меньше, чем корректировки бюджетной политики, и так же важна для стабильности, как повышение конкурентоспособности и новые правила бюджетной политики. Если банковская система не будет полностью реструктурирована в течение трех лет (срок действия плана по стабилизации еврозоны), последствия будут разрушительными. Время пошло.
Автор — старший исследователь в европейском аналитическом центре Bruegel в Брюсселе и приглашенный сотрудник в Peterson Institute for International Economics в Вашингтоне