К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Будущее глазами Forbes

Будущее глазами Forbes
«Национальность» крупнейших компаний, вошедших в рейтинг Forbes 2000, позволяет предсказать, каким будет мир через 5-10 лет

Рейтинг 2000 лидирующих компаний мира, опубликованный американским Forbes, можно рассматривать с разных точек зрения. Можно анализировать перераспределение компаний-лидеров по отраслям, радоваться тому, что, несмотря на кризис, их рыночная стоимость выросла, или горевать о том, что остальные показатели, принимаемые во внимание при создании рейтинга (Forbes 2000 — композитный рейтинг, учитывающий сразу несколько показателей: рыночную капитализацию, оценку активов, объем продаж и прибыль), в среднем у его участников просели. Это интересно, но не для меня: в будущем году эти показатели снова изменятся, возможно, диаметрально противоположным образом, а потом еще и еще. Рассмотрение текущих скачков прибыли и капитализации я готов оставить аналитикам. Мне интересен другой показатель, много, на мой взгляд, говорящий о том, каким будет мир через 5–10 лет. Этот показатель — «национальность» компаний, входящих в Forbes 2000.

О'кей, мир пока остается привычным: лидеры рейтинга — США и Япония. От первой в список глобальных лидеров прошло 515 компаний, от второй — 210. Тем не менее предсказуемые лидеры постепенно теряют позиции: совокупное число «медалей», завоеванных американской и японской сборными, уменьшилось на 33 штуки. Кто идет им на смену?

Тут, конечно, есть большой соблазн обратить внимание на «Газпром». В этом году «Газпром» — лидер рейтинга Forbes. Самый настоящий лидер: он занимает первое место из всех 2000 участников по одному из показателей — прибыли. За частных акционеров «Газпрома» можно порадоваться (хотя интуиция мне подсказывает, что сами они радости не испытывают), а вот никакого патриотического подъема прибыль «Газпрома» у меня не вызывает. «Газпром» — он такой один. Я искал в списке Forbes 2000 следующего российского лидера по прибыли и к тому моменту, когда нашел (им оказался «Лукойл»), сбился со счета. Кажется, он где-то около 60-го места.

 

Первая десятка лидеров по прибыли — поле битвы американцев с китайцами. Первая десятка в общем зачете — американская, здесь есть одна китайская компания (банк ICBC) и ни одной русской. В двадцатке на один наш «Газпром» приходится уже три китайские компании. А во всем рейтинге...

Сухие цифры таковы. Как было в прошлом году в этом рейтинге 28 российских компаний, так их и в этом году 28. А вот Китай — та самая страна, которая отнимает позиции у американцев и остальных традиционных лидеров. Китайских компаний в рейтинге уже 162 — впятеро больше, чем российских, и на 61 больше, чем в прошлом году. Мне могут возразить, что в данных рейтинга лишь 113 компаний из КНР, но я настаиваю на том, что никакой ошибки у меня нет. В американских рейтингах доля Китая занижается, на мой взгляд, необоснованно, за счет того, что Гонконг числится в них не Китаем, а отдельной страной под названием «Гонконг/КНР». Но Гонконг уже 13 лет как покинул Британскую империю, а что до установленного коммунистическими властями КНР принципа «Одна страна — две системы», то уж кому, как не нам, следует критично относиться к подобным пропагандистским приемам? Как раз сейчас на наших глазах рядом с Москвой организуется типичная территория с «другой системой» — Сколково, где обещают особый налоговый режим, особое муниципальное управление и даже какую-то свою, отдельную чудесную милицию, которая будет заниматься охраной общественного порядка, а не сбором взяток. И что, разве это заставит нас в 2020 году рассчитывать показатели отдельно для российских компаний, а отдельно для компаний из страны «Сколково/РФ»? Так что давайте уж и Китай воспринимать таким, какой он есть на самом деле. Это позволит если не избежать разочарований в ближайшем будущем, то хотя бы встретить его подготовленными.

 

Итак, доля российских компаний в каталоге мировой элиты — рейтинге Forbes 2000 — не меняется, доля американцев падает, китайцев — стремительно растет. С середины уходящего десятилетия китайские компании вовсю скупают месторождения и крупные бизнесы по всему миру. До недавнего времени обыватель (в том числе и российский) много знал о продукции китайских предприятий (большая часть брендовой электроники и одежды), но вовсе не сталкивался с самими китайскими компаниями.

Судя по всему, конец этого времени не за горами. И растущая доля китайских гигантов в Forbes 2000, как и начавшаяся скупка ими, например, западных автомобилестроительных компаний, — только первые тому свидетельства. Судя по всему, в ближайшие годы в деловой прессе и на улицах деловых центров наших городов китайские названия станут встречаться так же часто, как английские или немецкие.

И я жду этого с опасением. Буквально на этой неделе руководство крупных немецких компаний, работающих в России, подписало что-то вроде антикоррупционного пакта — совместное публичное обязательство не давать в нашей стране взяток. Немцы не были тут первопроходцами: крупные антикоррупционные расследования в отношении сделок иностранных компаний в России начались в США, а еще ранее сделать коррупционные схемы в крупных российских компаниях предметом широкого публичного обсуждения удалось российскому корпоративному активисту Алексею Навальному. Война с коррупцией — основой современного российского госкапитализма — не только не выиграна, она даже не вошла в решающую стадию, но по крайней мере события последних двух лет давали надежду на то, что когда-нибудь ситуация в этой области изменится, и российская экономика начнет трансформироваться в конкурентную и прозрачную систему.

 

Чего же я опасаюсь? Традиционная китайская деловая этика диаметрально расходится с той, которая является важной ценностью для американцев, расследующих коррупционные сделки в России, участников немецкого антикоррупционного пакта или активистов, возглавляемых Навальным. Готовя в прошлом году для Forbes большую статью о российском бизнесе в Китае, мы опросили работающих в Поднебесной русских предпринимателей и узнали от них о реальных деловых обычаях, на которых в значительной степени основано функционирование китайского бизнеса. Связи (гуаньси), «подарки» чиновникам — знаменитые «красные конверты» хунбао, коммерческая этика, основанная на стремлении выжать из «лаовая» (чужака) максимум, дав ему взамен минимум, — согласитесь, эти стандарты куда ближе к нынешним российским деловым обычаям, чем к тем принципам прозрачности и верховенства закона, за которые сейчас борются в России западные компании и местные активисты. Союз российских традиционалистов из менеджмента окологосударственных компаний и чиновничества с одной стороны и китайского бизнеса — с другой сделает внедрение западных стандартов предпринимательства в России делом маловероятным. Это означает, что у нас с каждым годом становится меньше шансов укрепить свое положение на мировой бизнес-карте.

А то, что «Газпром» и еще пара-тройка крупных госкомпаний будут время от времени демонстрировать чудеса вроде первого места в рейтинге Forbes по какому-нибудь не ключевому показателю, не должно нас утешать. Не будем путать Россию с «Газпромом».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+