Взрывы в московском метро вновь заставили общество говорить об угрозе с Северного Кавказа. Несколько лет террористическая война не выходила за его пределы, и Россия привыкла наблюдать за происходящим несколько отстраненно. И вот в конце прошлого года — подрыв «Невского экспресса», а теперь — поездов метро.
Чтобы понять, являются ли эти взрывы «частными эпизодами» или это прелюдия к новому витку террористической войны, надо ответить на два вопроса.
Первый: кто это сделал?
Ответственность за теракт в московском метро взял на себя Доку Умаров, глава Имарата Кавказ — некоего виртуального государства, которое он и его соратники мечтают создать в регионе. Такое государство не будет построено никогда. Оно утопия, но борьба за него продлится неопределенное количество лет, а то и несколько поколений, и принесет еще немало жертв. Имарат — пусть и призрачная, но все-таки альтернатива тому хаосу и нестабильности, которые царят на российском Северном Кавказе вот уже два десятка лет. Две чеченские войны, безработица, коррупция, невероятный разрыв между бедностью и богатством, неумелое, если не сказать бездарное управление регионом из федерального центра — все это вместе взятое не может не побудить людей искать иной вариант устройства жизни, основанный на исламе. Именно такую альтернативу и предлагают Доку Умаров и его сообщники. И ради этого «рая» они готовы пожертвовать своими и чужими жизнями.
За терактами стоит серьезная религиозно-политическая, исламистская оппозиция, а отнюдь не заурядные бандиты. Безусловно, в этом пестром конгломерате есть и преступные элементы, но осью ее являются люди, убежденные в своей политической и идейной правоте. Их главным противником является российское государство, которое они, разумеется, не могут обрушить, но которому тем не менее способны наносить болезненные удары. Умаров неоднократно обещал джихад на всей территории всей России, и по мере сил он выполняет свое обещание.
Вопрос второй: почему теракт был совершен именно сейчас?
Представляется, что главной, так сказать стратегической, его причиной является страх перед новым (пока что условно новым) курсом федерального центра. Образован новый федеральный округ, руководить им поставлен умный и ушлый «наместник» Александр Хлопонин, славящийся своим умением разрулировать хозяйственные проблемы. Сделана ставка на ускоренное решение экономических и социальных проблем, проговаривается здравая идея общекавказского рынка, запускается проект туристического бизнеса... Да, пока все на бумаге, и вообще неизвестно, выйдет из этой затеи что-либо путное. Но тем не менее потянуло ветром перемен, а эти перемены, коль в них поверит местный люд, явно понизят интерес к исламской альтернативе, а значит, и к борцам за нее. Поэтому необходим ответ. И ответ этот дан: «вы нам Хлопонина с реформами, а мы вам шахидок...» Чтоб знал, с кем ему предстоит иметь дело, а в Москве не обольщались насчет успеха нового курса. Кроме того, удар по столице — это откровенная месть за уничтожение в ходе последних спецопераций двух влиятельных и уважаемых в исламистской среде личностей — Саида Бурятского и Анзора Астемирова. Наверное, такой ход событий следовало предвидеть, а возможно, спецслужбы его и предвидели, хотя и не сумели вовремя предупредить трагические последствия.
А вот теперь попробую ответить на главный вопрос: что будет дальше?
Очевидно, у экстремистов есть потенциал для нового раунда террористической войны. Они располагают подготовленными кадрами, в том числе готовыми идти на смерть самоубийцами. За спиной у экстремистов кризисный Северный Кавказ, который составляет их немалый человеческий резерв. Выросло новое поколение раздраженной молодежи, остающейся без работы, без возможности самореализации, — контингент, из которого можно вербовать отчаянных борцов-шахидов.
Что может противопоставить этому власть? Прежде всего она должна избежать истерии, не прибегать к методу жесткого давления на людей, действовать тоньше, даже дипломатичнее, если это слово вообще применимо к сложившейся ситуации. Слава Богу, Дмитрий Медведев уже сказал, что «политика на Кавказе должна быть современной», имея в виду, что борьба против терроризма не должна вести к очередному витку напряженности в регионе. Ведь именно так всегда и бывало прежде.
От адекватности действий Москвы и ее подчиненных на местах сегодня во многом зависит, удастся ли ей предотвратить новую волну терроризма или общество еще раз переживет подобное тому, с чем оно столкнулось в первую половину правления Владимира Путина.
Автор — член научного совета Московского центра Карнеги, специалист по политическим и религиозным проблемам Северного Кавказа (автор книг «Исламское возрождение в современной России», «Исламские ориентиры Северного Кавказа», «Чеченский фактор в постсоветской России» и др.)