Об основных задачах социально-экономической политики 2010 года
Если не повторять слово «модернизация», а это ключевой приоритет социально-экономической политики в обозримом будущем, можно выделить следующие экономические задачи, которые должны быть приоритетами в 2010 году.
Первое и традиционное — обеспечение макроэкономической стабильности и прежде всего снижение бюджетного дефицита и подавление инфляции. С этим связаны и контуры денежной политики, которая должна иметь стратегическим ориентиром превращение рубля в региональную резервную валюту. Надо разработать программу укрепления международных позиций рубля с выделением этапов, не привязанных к определенным датам, но логически соподчиненных.
Второе — повышение эффективности бюджетных расходов. Нужно выработать механизмы приоритизации расходов, которая пришла бы на смену быстрому наращиванию трат в период бума и секвестрирования их в кризис; обеспечить непрерывность бюджетного процесса, когда расходы осуществлялись бы на выполненные работы или оказанные услуги, а не привязывались к формальным рамкам календаря; усовершенствовать систему госзакупок.
Третье. Переход от политики консервации занятости к стимулированию создания новых рабочих мест и мобильности рабочей силы. В связи с этим нужно будет прекратить административное давление на предприятия с целью сохранения занятости, увеличить финансирование программ поддержки безработных, их переобучения и, при необходимости, переселения.
При осуществлении мер социальной стабилизации важно следовать принципу: государство помогает людям, а не предприятиям, их руководителям или собственникам. Задачи структурного обновления экономики не предполагают сохранения всего набора существующих предприятий. Более того, модернизация неизбежно повлечет за собой повышение уровня безработицы.
Четвертое. Стимулирование развития среднего и малого бизнеса, снятие административных барьеров. Программа приватизации должна быть ориентирована именно на эту категорию инвесторов.
Пятое. Стимулирование конкуренции. Важно выделить два аспекта антимонопольной политики — собственно преодоление монополизма (антитраст) и стимулирование конкуренции. Первый аспект имеет ограниченное значение и в некоторых случаях (например, по отношению к быстро растущим новым секторам и предприятиям) может быть даже опасен, препятствуя внедрению инноваций. Сам по себе антитраст не может ни привлечь на рынок новые компании, ни стимулировать приток инвестиций и инноваций. Эти задачи можно решить только позитивными средствами — действиями на стороне бизнеса. Приоритетом должно стать создание условий для развития конкуренции: снижение барьеров, развитие инфраструктуры, поддержка инноваций.
Шестое. Реформирование финансового сектора с учетом глобализации финансовых рынков и рекомендаций «двадцатки». Эту реформу необходимо ориентировать на решение вопроса «длинных денег», на обеспечение стандартов регулирования, принятых на ведущих финансовых площадках мира.
Седьмое. Приватизация части национализированных или приобретенных ВЭБ активов, возможно, путем передачи в трастовый фонд пенсионной системы. Это позволит преодолеть последствия революционной приватизации 1990-х годов, которая политически оказалась исключительно эффективной, но не обеспечила должной легитимности крупной частной собственности.
Восьмое. Развитие интеграционных процессов, начиная с достраивания Таможенного союза до Единого экономического пространства (ЕЭП). При этом целесообразно ориентироваться на гармонизацию с законодательством Евросоюза (в той мере, в какой оно не вредит экономическому росту), что позволило бы активизировать интеграцию с ЕС. Не менее важно завершить переговоры по присоединению к ВТО, вступить в ОЭСР.
Девятое. Уточнение подходов к пенсионной реформе и реформе медицинского страхования. Принятие мер по повышению востребованности накопительной системы. Повышение долгосрочной финансовой устойчивости распределительной системы.
Все сказанное ни в коей мере не отменяет приоритетности развития отраслей человеческого капитала, прежде всего образования, здравоохранения, пенсионной системы. Структурный характер нынешнего кризиса только обострил актуальность развития социально-гуманитарного сектора как ключевого направления и фундамента модернизации.
Автор — ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»