Чтобы развиваться, России нужны честные правила игры
Было бы большим заблуждением полагать, что можно вывести страну в разряд высокотехнологичных только за счет финансирования, не создавая здоровую конкурентную среду, без снижения барьеров для малого и среднего бизнеса. Безусловно, ряд высокотехнологичных секторов могут стать локомотивами технической модернизации. Но при этом успех всего процесса зависит от того, смогут ли другие участники рынка и экономические агенты, например малые и средние предприятия за пределами высокотехнологичных отраслей, использовать преимущества модернизации в своей работе. Движущей силой должна, как всегда, стать конкурентная среда, благоприятный инвестиционный климат для всех участников экономического процесса — на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
Ключевая отправная точка всех преобразований — государственные институты и регулятивная среда. Всемирный банк проводит регулярный мониторинг условий ведения бизнеса в разных странах. Результаты России оставляют желать лучшего — 120-е место из 181-го. Проще говоря, государству предстоит проделать большую работу по улучшению правовой и регулятивной среды ведения бизнеса.
Развитию бизнеса препятствует также высокая монополизация рынков как на федеральном, так и на региональном уровнях. До сих пор правительству удавалось избегать принятия масштабных протекционистских мер, однако такие меры все еще представляют потенциальную опасность для конкурентоспособности России в долгосрочной перспективе. Протекционизм особенно ярко проявляется по отношению к государственным компаниям в России, что еще больше усиливает степень монополизации рынков. Мировой опыт свидетельствует: только те сектора и предприятия, которые были вынуждены конкурировать на национальном и особенно на внешних рынках, имели достаточно стимулов для успешной модернизации своих производств, повышения производительности труда и устойчивого экономического роста. Протекционистская политика приводит к обратным результатам.
Для России с ее огромной территорией очень важна здоровая конкуренция между городами как площадками для ведения бизнеса, инвестиций и экспорта. Этот процеcc уже начался. Согласно исследованию Всемирного банка, такие крупные региональные центры, как Казань, по ряду аспектов ведения бизнеса и инвестиций привлекательнее, чем Москва и Санкт-Петербург. Это свидетельствует о том, что и другие региональные центры в России могут быть привлекательными для инвестиций и иностранного капитала.
Модернизация невозможна без повышения качества управления и корпоративной культуры на уровне предприятий. Можно сколько угодно вкладывать деньги в новые технологии, но при отсутствии эффективного менеджмента преимущества модернизации будут быстро утрачены.
Если модернизация российской экономики будет комплексной, а не ограничится финансовыми вливаниями из бюджета в высокотехнологичные отрасли, можно ожидать, что через пять лет в России сложатся принципиально новые условия для ведения бизнеса, через десять — в новой конкурентной среде появится сектор крупных высокотехнологичных предприятий, а через пятнадцать — малые и средние инновационные компании станут локомотивом роста на региональном и муниципальном уровне и российский потребитель будет обеспечен товарами и услугами мирового уровня по гораздо более низким ценам.
Я думаю, что худшие моменты экономического кризиса позади, и смотрю в будущее с оптимизмом. Однако мир после кризиса будет характеризоваться более низкими темпами экономического роста, значительно меньшими объемами капитальных потоков в развивающиеся страны, включая Россию, и более высокой стоимостью заемных ресурсов. России, как и многим другим странам, придется восстанавливать экономический рост при гораздо меньших ресурсах, чем в период докризисного бума. Период с 2010 по 2012 год будет чрезвычайно важным переходным этапом в России, в течение которого будет необходимо обеспечить базу для долгосрочного экономического роста посредством претворения в жизнь давно разработанной программы структурных реформ. Я также думаю, что принятый правительством трехлетний бюджет обеспечит стабильную макроэкономическую основу для осуществления столь масштабной программы.
Автор — главный экономист по России Всемирного банка