10 декабря 2009 года в России произошло мало кем всерьез оцененное событие. В листинге сектора инновационных и растущих компаний ММВБ родился новый тикер — ISKJ. Под ним скрывается ОАО «Институт стволовых клеток человека». Роды — первое в России IPO биотехнологической компании — прошли торжественно, «акушерами» стали глава «Роснано» Анатолий Чубайс и руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов.
Я понимаю читателя моего блога — ничего себе новость через месяц после даты события. Кроме того, мне, как менеджеру одного из листинговых агентов ИРК ММВБ, работающему с инвестициями шестнадцать лет, понятен и возможный скептицизм по отношению к тому, как взлетел курс акций данного эмитента (за неделю почти в два раза). Многие этот взлет списывают на игру, организованную «крестной мамой» — ЗАО «Алор Инвест».
Но мне очевидно, что затяжные новогодние праздники не подкосили здоровье «младенца». Более того, по итогам месяца видно, что курс эмитента после перегрева не рухнул, а отскочил от некой линии поддержки и перешел вслед за рынком к росту. Ясно, что этот «младенец» выживет и тем самым откроет новый этап в развитии и науки, и финансового сектора в России.
Как бизнес-ангел не могу не порадоваться тому, что мои конкуренты — специалисты из ЗАО «Алор Инвест», столь профессионально подошли как к подготовке вывода на биржу, так и к сопровождению торгов. Я сам последние три года пытался сделать то же самое совместно как минимум с тремя грандами фондового рынка России, увещевая коллег-трейдеров, размещавших тогда «народные IPO» Сбербанка и «Роснефти», сфокусироваться на акциях высокотехнологичных компаний. Но никто из грандов не отнесся к подготовке эмиссии акций инновационных компаний серьезно.
Пока правительство только утверждает программы поддержки биотехнологий (например, «Фарма-2020»), ученые из частной лаборатории по замораживанию пуповинной крови, которые еще только обещают создать линейку препаратов на основе стволовых клеток человека, получили на бирже на продолжение разработок 142,5 млн рублей! Ни тебе хождения по фондам, ни униженного внимания к запросам чиновников, ни толкания локтями в борьбе за гранты от государства или олигархов, родных и заморских. Просто сделай реальный бизнес на инновациях, «упакуй» его по правилам инвестиционного меморандума под присмотром адекватного консультанта — и все, бери деньги с рынка и работай. Я уж не говорю о том, что если что–то пойдет в экспериментах не так, как запланировано, головной боли о возврате полученных средств, как в случае с финансированием от фондов или банковскими кредитами, не будет.
При этом полученная капитализация всей компании в 1,3 млрд рублей — реальная, подтвержденная рынком цена бизнеса, реальная оценка инноваций. Сравните с 2 млрд рублей, которые менеджеры ОАО РВК сохранили от налетов своего основного акционера для посевного инвестирования и обещают раздать в течение ближайшего времени (года-двух) через систему венчурных партнеров. Или даже с 4 млрд рублей, выделяемых на проекты ГК «Роснано».
На фондовом рынке России рождается новая эра. Эра под слоганом «Заработай в науке!». Вот с этим я вас и поздравляю. И дай бог, чтобы новая эра не сразу выродилась в эру «Спекульни на инноваторе»…