Главный антигерой фильма Джеймса Кэмерона — капиталистическая цивилизация
За последние 200 лет люди стали выше, сильнее и здоровее. Особенно это заметно в тех странах, которые первыми прошли через индустриальную революцию. Она распространилась по всему миру, дав толчок техно-физиологической революции, которую экономисты Роберт Фогель и Дора Коста описывают как результат «синергии между технологическим и физиологическим прогрессом».
После тысяч лет невежества и застоя случилось чудо, кардинально изменившее отношение человека к внешнему миру. Люди начали накапливать богатство, и процесс этот ни разу не повернул вспять, хоть и прерывался периодически войнами и голодом. Несмотря на то, что у капиталистического накопления есть и отрицательные стороны, перспектива вернуться к первобытному состоянию кажется большинству из нас безумной. Современная жизнь может быть изнурительной и даже унизительной, но уж лучше так, чем проводить большую часть времени в поисках пищи и отчаянной борьбе за выживание.
Или нет? Этим вопросом задается Джеймс Кэмерон в научно-фантастической эпопее «Аватар». Злодеи «Аватара» — это, прямо скажем, мы с вами. Алчные люди с опустошенной Земли прибыли на планету Пандора в поисках редкого полезного ископаемого. Единственная проблема — в том, что богатейшее месторождение руды располагается на землях На'ви, гуманоидной расы с длинными конечностями, счастливо живущей в гармонии с окружающим миром. Естественно, люди, как существа по своей природе безжалостные и жадные, решают, что прибыль важнее жизни На'ви, и развязывают войну, которая, как несложно догадаться, заканчивается трагедией. На протяжении всего фильма На'ви изображаются существами, стоящими гораздо выше человека. Кэмерон выступил с эффектным и красочным обличением общественной системы, производящей джеймсов кэмеронов, и в этом ирония «Аватара».
Хотя На'ви не менее разумны, чем люди, они не построили технологической цивилизации. Они полагаются на лес, который обеспечивает их средствами к существованию и пищей для ума. Борьба со злобными хищниками требует постоянного внимания, и времени на написание романов или видеоигры у На'ви практически не остается. Вся флора и фауна образуют некое единое сознание, с которым вожди племен могут связываться посредством медитации и пения. Мы видим только представителей правящей касты На'ви и потому не знаем, как живут народные массы. Допускаю, что они непрестанно пребывают в благоговейном трепете перед прекрасным миром, который их окружает.
Рискуя показаться скептиком, я скажу, что предпочел бы сушить кирпичи под палящим солнцем пустыни, пачкаться машинным маслом или лазить через колючую проволоку, чем прожить хотя бы один день среди На'ви, самых лицемерных и откровенно скучных гуманоидов, когда-либо снимавшихся в кино. На самом деле На'ви не просто скучны. Так как борьба за выживание — единственный смысл их жизни, превыше всего На'ви чтут физическую силу и храбрость в бою, да еще, пожалуй, симпатичный навык разговаривать с деревьями.
В каком-то смысле именно капитализм — главный антигерой «Аватара». Кэмерон не понимает, что капитализм дает нам возможность жить гораздо более благородной и героической жизнью, чем живут На'ви. Как заметил Абрахам Линкольн, уникальность индустриальной революции заключается не в изобретении парового двигателя и других гениальных вещей. Паровой двигатель был изобретен еще в античности, но так и не нашел применения. Древнее общество не придавало значения изобретательству и распространению механических приспособлений; там ценились физическая сила и храбрость. По-настоящему революционным в индустриальной революции было развитие предпринимательства. В предпринимательском обществе главная ценность — не способность убить мамонта или представителя соседнего племени, а умение развивать полезные идеи и создавать приспособления, которых раньше не было.
В 1976 году стэнфордский экономист Тибор Скитовски написал замечательную книгу «Невеселая экономика», где утверждал среди прочего, что мы придаем слишком большое значение приобретению «благ», которые теряют первоначальный смысл — подумайте о бесконечных гонках за новыми машинами, новыми домами и новыми туфлями, — вместо того чтобы получать удовольствие от построения совершенных отношений и изобретения чего-то нового. Главное различие предпринимательского общества и общества На'ви, изображенного в «Аватаре», не в том, что мы богатые, а они нет. Несмотря на то, что за ними целыми днями гоняются космические пантеры и змееподобные собаковолки, На'ви кажутся высокими, сильными, здоровыми и откормленными. Предпринимательское общество в глубинном смысле лучше, потому что оно дает каждому возможность учиться, открывать, исследовать и изменять мир вокруг нас. Никакие деревья не нашептывают нам, что делать и как жить. И это прекрасно.
Рейхан Салам работает в фонде New America Foundation. Он соавтор книги «Великая новая партия: как республиканцы могут завоевать рабочий класс и спасти американскую мечту». Колумнист Forbes, США.