Как регулируются розничные сети на Западе и какие проблемы намечаются у них в России
Одна из причин, побудивших правительство регулировать отношения розничной торговли, — поведение торговых сетей-гигантов. Они могут проводить, а зачастую и проводят жесткую ассортиментную политику в отношении поставщиков, стараясь методом отбора ограничить их перечень. Должен ли законодатель влиять на этот процесс?
Во многих развитых странах законов о розничной торговле попросту нет. Но, как правило, действует немало различных специальных законов. Они поддерживают конкуренцию в торговле, классифицируют торговые предприятия, устанавливают правила их работы. Работают и акты саморегуляции. Например, в Великобритании с 2002 года действует Кодекс добросовестного поведения супермаркетов в отношении поставщиков. Его сейчас активно обсуждают — с целью обновления и ужесточения. Но специального закона о торговле нет.
Во Франции с 2004 года действует Кодекс торговли, которым в том числе регулируются взаимоотношения производителей и торговых сетей. Кроме того, 4 августа 2008 года принят Закон о модернизации экономики, который среди прочего направлен на защиту конкуренции в сфере торговли. Он устанавливает ряд ограничений на процессы слияний в данной сфере — в сущности, пороги доминирования. Например, сделка по слиянию двух и более торговых предприятий должна быть предметом рассмотрения регулирующего органа, если общемировой оборот объединяющихся фирм достигает €75 млн или если оборот этих компаний на внутреннем французском рынке достигает €15 млн. Кодекс устанавливает ряд специальных ограничений для торговых фирм, занимающих доминирующие позиции. Последние, в частности, обязаны воздерживаться от «выплат за лояльность», навязывания товаров в нагрузку, существенно завышенных цен. Возможно, Франция демонстрирует наиболее жесткие меры против злоупотреблений доминирующим положением в сфере розничной торговли. И возникает впечатление, что авторы российского закона вдохновлялись именно французским примером. Но следует учесть, что реальная судебная практика во Франции во многом смягчает действие законодательства. Так, например, в действительности судья может удовлетворить требования истца, жалующегося на доминирующую торговую фирму, только если тот докажет, что лишен альтернативных выходов на рынок.
Зарубежный законодатель чаще использует уведомительный порядок организации торговой деятельности. Впрочем, иногда действует и разрешительный порядок. Например, муниципалитет может дать или не дать добро на строительство гигантского супермаркета. Известны случаи, когда городские власти вводили ограничения для международных розничных сетей в виде предельного размера торговых площадей. Такое случалось в некоторых городах США применительно к торговым центрам, где продаются продукты питания. Шло ли это на пользу потребителям? Вряд ли. Представим, что наши городские власти ограничили бы магазины «Ашана» в пользу «Перекрестка».
Появление Закона о торговле в России во многом было вызвано именно противостоянием поставщиков и торговых гигантов — ритейлеров. Поэтому в центре дискуссии оказались различные ограничения розничных сетей в области гражданско-правового и антимонопольного регулирования торговых отношений. Что это за ограничения? Например, теперь торговые гиганты обязаны делать общедоступными (через интернет-сайт или по запросу потенциальных поставщиков) условия отбора поставщиков. Другое требование: вознаграждение за исполнение условий договора поставки не может превышать 10% от его суммы. Запрещено создавать дискриминационные условия в отношении поставщиков, а также навязывать им ряд положений, касающихся бонусов. В случае несоблюдения этих и других условий отбора ритейлер может быть обвинен в создании дискриминационных условий.
Ритейлерам придется поломать голову: как не оказаться перед необходимостью заключения договоров поставки с множеством поставщиков, отвечающих установленным требованиям? Ведь в любом случае из них нужно выбирать. В принципе Закон предлагает ритейлеру при выборе учитывать целый ряд услуг поставщика: объемы, ритмичность поставок, качество продукции и условия логистики. И на практике большинство типовых договоров поставки крупнейших розничных сетей отвечают этим нормам. Исключение составляют лишь коммерческие условия, в которые традиционно включается размер отсрочки платежа, бонусы (вознаграждения) и различные услуги. Поэтому думаю, что, если не учитывать упомянутые выше «критерии отбора» поставщиков, типовые договоры поставки мало подвергнутся изменениям.
И еще одно важное и весьма спорное новшество. Закон налагает ограничения на развитие ритейлера при достижении торговой сетью 25% от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации. Проблема в том, что не вполне понятно, как трактовать эту норму.
Означает ли она, что сеть, реализующая более 25% от объема всех продовольственных товаров на рынке, будет ограничена и в приобретении (аренде) торговых площадей для реализации непродовольственных товаров? Например, площадей под «Ашан Сад», где реализуются товары для дачи и сада?
Второй вопрос: не станет ли подобная норма препятствием для развития цивилизованной розничной торговли на отдельных территориях? Это легко может произойти, если сеть, контролирующая более 25% рынка продовольственных товаров на уровне субъекта РФ, не сможет открывать магазины в отдельных более мелких административно-территориальных границах. В конечном счете потребителей интересует не вывеска магазина, а доступность цен и ассортимент товаров в нем.
Эта норма, призванная вроде бы бороться с монополией отдельных торговых сетей, мне тоже кажется весьма сомнительной.
Обещая защиту всем категориям поставщиков, закон «забывает» урегулировать некоторые важные вопросы. Например, для мелких и средних поставщиков открытым остается вопрос о логистических услугах. Закон не предусматривает в отношении таких услуг каких-либо дополнительных требований. Но на практике выплаты за логистические услуги торговым сетям превышают по размеру все остальные выплаты. Например, это может касаться платы за так называемый кросс-докинг, когда поставщик привозит товары в распределительный центр сети (РЦ) и платит за хранение этих товаров в РЦ и их доставку непосредственно в магазины сети. При этом приемка товаров и переход права собственности на них к ритейлеру происходит только в магазинах, а не в РЦ.
Закон нужен, сомнений нет, но, на мой взгляд, надо было бы с ним еще поработать, выслушав и поставщиков, и представителей розницы. Есть ощущение, что их не до конца услышали.
Автор — управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP