К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Социально значимые помещики


Правительство считает, что граждане России должны содержать неконкурентоспособных производителей самых простых товаров

В начале декабря Дмитрий Медведев одобрил Доктрину продовольственной безопасности. Доктрина предусматривает, что доля импорта основных продуктов питания не должна превышать 5-20%, а импортный тариф должен обеспечивать реализацию этой задачи. Этот документ окончательно проясняет: «социально-значимый товар» в современной России – это в первую очередь такой товар, производитель которого настолько политически значим, что может заставить потребителя переплачивать за его продукцию.

Английский парламентарий XIX века Ричард Кобден однажды сказал, что если бы английский свод законов попал на Луну, её жители без всяких исторических комментариев поняли бы, что он написан под диктовку лендлордов – собственников средств производства в британском сельском хозяйстве. Жители Луны сделали бы такой вывод, проанализировав структуру налогообложения – прежде всего, высокие импортные пошлины на продовольствие, которые в среднем достигали 30%.

Попади на Луну российский свод законов, тамошние эксперты едва ли смогли бы так легко разобраться в ситуации: круг заинтересованных лиц не так однороден, как полтора века назад в Великобритании. Однако жители Луны наверняка заметили бы, что возможности лендлордов – по-русски помещиков – все еще весьма велики. Российский потребитель лишен права выбирать самых дешевых поставщиков продовольствия.  Средний уровень тарифа на продукцию сельского хозяйства в пять раз выше, чем в США и ЕС, и составляет 23%. Уплата этих пошлин обходится потребителю примерно в 140 млрд рублей в год.

 

Переплата за импортное продовольствие – это лишь часть потерь российского потребителя, ведь основная цель пошлин в другом – заставить его заплатить больше за продукты местного производства. Если в России соотношение этих потерь похоже на американское, то на каждый рубль пошлины, который уплачен в бюджет, будет приходиться три рубля, которые пошли в карман защищаемого пошлиной предпринимателя, а общие потери потребителя при покупке продовольствия возрастают до 560 млрд рублей. Это примерно половина расходов федерального бюджета на национальную оборону или правоохранительную деятельность.

Если судить по государственным инициативам последнего времени, перекачку средств от потребителей к сельскохозяйственным бизнесменам следует считать не просто нормальной, а даже недостаточной. Из Доктрины продовольственной безопасности следует, что без повышения пошлин необходимая степень самообеспечения страны продовольствием не будет достигнута и, раз так, то интересами потребителя придется поступиться. И сделать это нужно в отношении именно тех товаров, которые обычно относят к социально значимым: зерна и картофеля, мяса и рыбы, соли и сахара, молока и растительного масла.

 

Правительственный проект закона о торговле, который планируется рассмотреть на этой неделе, запрещает магазинам при покупке «социально значимых продовольственных товаров» получать оптовую скидку, которая считается допустимой при покупке других товаров. Выходит, что и здесь в понимании правительства «социально значимый товар» – это товар, чью цену надо поддерживать по возможности высокой. В свете этого для потребителя было бы лучше, если бы социально значимыми считались не хлеб и молоко, а икра и шампанское.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+