К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Инвестор с доставкой на кампус

Инвестор с доставкой на кампус
Как бизнес-школа помогла студентам найти деньги на стартап

«Hey Kamil! How much you guys have left open in your angel round? 160 K? We’ll take it all! Aren’t we super nice to work with?» (Парни, сколько еще можно в вас проинвестировать? $160 000? Берем все! Правда, круто работать с нами?»)

Я не до конца верил в произошедшее. Только что управляющий директор одного из ведущих инвестиционных фондов в США предложил проинвестировать в «Викимарт» — стартап, который мы создали с одноклассником по Стэнфорду Максимом Фалдиным. Разве все это можно было представить два года назад?

До поступления на MBA я несколько лет работал консультантом по стратегии бизнеса, и последние месяцы меня не покидало стойкое ощущение: занимаюсь чем-то не тем. Менялись клиенты, презентации, но не было ощущения смысла. Наверное, за этим смыслом я и поехал в Стэнфорд.

 

Первый  семестр  в бизнес-школе — сумасшедшая нагрузка. Огромный поток новой информации, талантливые люди со всего мира, бесконечные эссе. А еще за этот первый семестр надо принять очень важное решение — чем заниматься после окончания школы. Теоретически на принятие этого решения есть два года. Но на практике летняя стажировка по сути определяет твою работу после школы, а собеседования на летнюю стажировку начинаются уже в январе. Я перебирал в уме консалтинг, инвестбанки (в 2007 году еще были живы инвестбанки!), фонды венчурных инвестиций и private equity и все никак не мог найти работу, которой бы по-настоящему хотелось заниматься. В итоге, так и не найдя идеальной работы, решил просто начать свое дело.

В начале января 2008 года мы в очередной раз  собрались с русскими однокурсниками в китайском ресторанчике в Пало-Альто. Обсуждали новости и карьерные планы, и я рассказал ребятам: хочу строить свою компанию и начинать прямо ближайшим летом. Илья Широков сразу же сказал: «Невозможно запустить бизнес за три летних месяца». Мы с Максимом поспорили еще немного на эту тему, а в конце обеда официант принес fortune cookies — китайские печенья с пожеланиями на внутренней стороне обертки. В моем оказалось: «A great pleasure in life is doing what people say you cannot do («Великое удовольствие в жизни — делать то, о чем люди говорят, что это сделать невозможно»)». Мне показалось, что это хороший знак.

 

Мы стали  все чаще и чаще встречаться с  Максом, обсуждать бизнес-идеи и однажды  решили: а почему нам не объединить усилия и не построить компанию в России вместе?

Перебрали с десяток идей, включая совершенно безумные, пока в апреле Макс не придумал делать «русский eBay». Точнее, торговый центр в онлайне, который бы позволил любому магазину продавать свои товары через интернет. Тогда это казалось совершенно нереалистичным и невыполнимым, но мы все-таки решили попробовать. Три летних месяца в Москве пролетели незаметно: мы выбирали офис, людей, писали техзадание на сайт. В сентябре, оставив в Москве команду из 7 человек, уехали в Калифорнию на второй год MBA — искать инвесторов.

Первым консультантом по этому вопросу стал Хосе Марин — выпускник Стэнфорда 1997 года и основатель deRemate.com (ведущей компании на рынке интернет-торговли в Латинской Америке). Узнав о «Викимарте» от нашего одноклассника, Хосе приехал на кампус и несколько часов обсуждал нашу идею с Максом в библиотеке (я еще был в Москве). Пожалуй, с этой встречи и начался поиск инвесторов.

 

Хосе  представил нас Джеймсу Гутиэрресу, выпускнику 2005 года и основателю компании Progresso Financiero. Мы проговорили с Джеймсом больше двух часов и поняли в итоге главное: в привлечении инвестиций нет никакой магии. Надо встречаться и выстраивать отношения с большим количеством «правильных» людей. Кто такие эти «правильные» люди, правда, не было до конца понятно. Немного подумав, мы решили, что их надо искать в одной из трех групп — среди тех, кто инвестирует в электронную коммерцию в мировом масштабе, или среди инвестирующих в Россию, или среди выпускников Стэнфорда.

Следующие несколько месяцев мы посвятили выстраиванию сети контактов. Стэнфорд оказал в этом деле неоценимую помощь. Например, с Ариэлем Полером — выпускником, бывшим топ-менеджером Yahoo и известным в Долине ангелом — я познакомился на классе по предпринимательству. Он пришел рассказать о критериях отбора бизнес-проектов инвесторами, я взял его визитку — и через две недели мы с Ариэлем уже обсуждали наш стартап на пирсе в Сан-Франциско. В бейсболке и потертой майке, он совсем не был похож на миллионера и знаменитость. Ариэль неторопливо спрашивал, почему мы выбрали эту идею, как управляем компанией в Москве из Калифорнии, где ищем инвесторов. И хотя мы для Ариэля были всего-навсего двумя студентами из России, он в тот же вечер отправил несколько рекомендательных писем известным инвесторам и предпринимателям.

Другой пример — Джефф Флер, основатель онлайн-аукциона билетов  StubHub, тоже выпускник Стэнфорда. Я взял электронный адрес Джеффа в базе выпускников, написал ему, и через неделю мы встретились в кофейне в центре Сан-Франциско. Около двух часов в пулеметном режиме Джефф бомбардировал нас вопросами о бизнес-модели, проблемах логистики, поведении покупателей. В итоге сам он не стал инвестировать в «Викимарт», но познакомил нас с несколькими фондами в Нью-Йорке.

Были и курьезные случаи. С одним из первых сотрудников Google Макс и я не могли встретиться несколько месяцев. Нас представляли друг другу человек пять, но каждый раз встреча срывалась. В итоге она состоялась только весной 2009 года, и мы сполна оценили разницу между профессиональными предпринимателями и неожиданно разбогатевшим инженером. Опоздав на встречу на 40 минут, этот человек тут же потащил нас через Пало-Альто в магазин, где продают его любимый йогурт. Мы шли 20 минут в одну сторону, потом 20 минут обратно, за это время наш новый знакомый задал несколько десятков несвязных вопросов и не слушал при этом ответы. В конце концов он купил свой йогурт и убежал. К счастью, таких встреч было немного.

Пожалуй, главный урок в общении с инвесторами нам дал миллионер Джим Эллис, который читает в Стэнфорде курс по предпринимательству. Звучал он так: «Когда опытный человек дает совет, ты можешь выслушать его и принять (или не принять) к сведению. А можешь вернуться через несколько недель и сказать: вы посоветовали мне вот это;  вот что я предпринял; вот что в итоге произошло. В первом сценарии ты получаешь совет. Во втором — отношения с человеком».

 

Мы понимали, что в Америке много негативных стереотипов о русских предпринимателях и мало кто из инвесторов станет всерьез рассматривать Россию как объект для инвестиций. Глядя назад, я думаю, что завоевать доверие ангелов нам помогли три вещи. Во-первых, четкая и недвусмысленная одержимость идеей сделать «Викимарт» (у американцев есть очень емкое слово для этого — commitment). Мы не искали другую работу, продали свои квартиры и вложили в проект все деньги — в общем, были последовательны. Во-вторых — системный подход. С сентября по апрель мы провели не меньше 200 встреч и конференций в Skype. Это довольно трудоемкая работа — искать контакты, назначать встречи, говорить об одном и том же десятки раз, управлять коммуникациями. Мы постарались сделать эту работу по уму.

А в-третьих, нам помогла принадлежность к Стэнфорду и значимость этой принадлежности в бизнесе. Можно нередко услышать истории про предпринимателей, которые берут деньги у инвесторов и тут же покупают на них дорогую машину или вовсе теряют интерес к проекту. Теоретически так может поступить и выпускник Стэнфорда, но после этого вряд ли кто-то из выпускников станет с ним разговаривать или оказывать поддержку.

Встречи мы строили  примерно по одному и  тому же сценарию: «Мы делаем «eBay в России» — единственной большой стране, где нет аналогичного бизнеса. Чтобы создать стартап, мы продали свои квартиры. За время учебы в Стэнфорде не провели ни одного интервью с работодателями. Один из нас предприниматель и экономист, другой — консультант и физик. Мы в этом бизнесе минимум на 5-7 лет. Можете ли Вы дать свою оценку бизнес-модели? С кем еще нам обсудить эту идею? Хотите ли Вы, чтобы мы держали Вас в курсе развития «Викимарта»? Что нам надо улучшить, чтобы проводить такие встречи более эффективно?» С каждым разом получалось лучше и лучше.

В апреле 2009 года мы шли с Максом по неоновому ночному Нью-Йорку и обсуждали только что закончившийся разговор с Фабрисом Гриндой. До этой встречи  у «Викимарта» был только один бизнес-ангел, заверивший нас в готовности инвестировать, — Керим Баран, создатель первой социальной сети в Турции. Сегодня мы сделали огромный шаг вперед: Фабрис, известный предприниматель и старый друг Хосе, согласился стать инвестором и советником компании и пригласить своих знакомых бизнес-ангелов проинвестировать в «Викимарт».

 

1 мая 2009 года началось настоящее road-show. Рано утром конференция по Skype с топ-менеджером из Лондона, в обед — встреча в Coupa Café с венчурным капиталистом из Германии, в 16 часов поездка на Sand Hill Road к партнеру венчурного фонда, поздно вечером еще один cеанс в Skype, на этот раз с частным инвестором из Цюриха. Это были уже очень конкретные разговоры: сколько денег мы привлекаем, сколько уже собрали, на какие цели собираемся тратить. За четыре недели всю необходимую сумму мы собрали.

Тем временем приближалось время окончания бизнес-школы (все это время мы еще и учились), и незадолго до церемонии выпуска я разговорился с одноклассником-американцем. Он предложил проинвестировать в «Викимарт» $1000 из личных сбережений. Мы пришли к выводу, что это имеет смысл, только если соберется пул из 10-15 одноклассников. На дворе стояло кризисное лето, 30% класса до сих пор не имели предложений работы. Разослать всем письмо про инвестиции? Почти то же самое, что встать перед 360 близкими людьми и сказать: «Вы знаете Максима и меня уже два года; верите ли вы в нас настолько, чтобы в такое время вложить свои личные деньги?» Сделать это было непросто. Я ужасно волновался, несколько раз переписывал текст.

В течение часа после отправки письма я понял, что волновался зря, и в очередной раз оценил необыкновенность стэнфордского сообщества. Столько писем со словами одобрения и поддержки за один день я не получал никогда. 35 человек — 10% класса — проинвестировали в нас. Мы получили в качестве инвесторов бывших и будущих сотрудников значимых интернет-компаний: Facebook, LinkedIn, Via-gogo, Amazon, еBay, Google. Студенты MBA вообще-то любят строить финансовые модели и смотреть на бизнес через призму цифр. Но в нашем случае ребят не интересовали детали бизнес-плана или условия соглашения. Это была инвестиция в своих одноклассников.

Через шесть месяцев, когда на «Викимарте» работало уже более 1000 магазинов, мне опять позвонил тот самый управляющий директор одного из ведущих инвестиционных фондов в США: мы обсуждали планы на 2010 год. Мне кажется, он не жалеет о своем решении.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+