Вы не можете вообразить, сколько раз предприниматели жаловались мне: «К тому времени, когда я смогу отойти от управления бизнесом и начну выращивать розы, я буду слишком стар, чтобы гулять по своему саду и любоваться ими!» Так они обычно объясняют, почему продают свой бизнес и превращаются в рантье. При этом бизнесмены, удалившиеся на покой, упускают из виду важную вещь: расслабленность подрывает психическое здоровье.
Мартин Зелигман, специалист по психологическим причинам депрессии, описал последствия расслабленной жизни пенсионеров в книге «Беспомощность». Исследования показали, что люди, ушедшие на пенсию с высоких должностей и прохлаждающиеся на курортах, живут заметно меньше тех, кто нашел себе новое занятие, пусть даже и в волонтерской программе. Те, кто отказался от активного и производительного труда ради солнца и раннего ужина, после смены образа жизни умирают удивительно быстро.
Почему? Человеку нужны вызовы, чтобы поддерживать удовлетворяющую его самооценку. Без должной самооценки мы чувствуем себя бессильными, уязвимыми и беспомощными. Чем она ниже, тем сильнее иссушается то жизнелюбие, которое заставляет нас верить, что мы сможем изменить мир, — то самое, которым полны бизнесмены, занятые созидательным трудом. Рыба должна плавать, птица летать, а предприниматель — создавать, совершенствовать и создавать заново. Выключившись из творческого процесса, он буквально умирает, день за днем...
Синдром, порожденный бездельем, я называю «выгоранием отставника». В отличие от прочих форм измождения, этот тип угасания очень личный, порожденный самокритикой. Те, кто им страдают, испытывают хроническую тревогу, отчаяние, депрессию. Иногда они прибегают к алкоголю, уходят от любимых или становятся жертвами еще какой-нибудь формы саморазрушения.
Рецепт от выгорания прост: действуйте. Мой пациент (назовем его Кармине) может подтвердить, что этот простой подход работает. Внук предпринимателя из Тосканы, Кармине стал одним из крупнейших импортеров итальянского вина в Северной Америке. В 52 года он продал бизнес, который строил четверть века, компании Seagram и разбогател сверх самых смелых ожиданий.
Тем не менее он не находил в себе сил, чтобы жить. Оба ребенка учились в колледже, а жена посвящала все свое время преподаванию литературы в колледже. Кармине смолоду привык тяжело работать и поэтому не приобрел хобби. Более того, он почти ничем не интересовался помимо вина. Когда мы впервые встретились, Кармине сказал мне: «Я блестящий пример раскаивающегося рантье». Вскоре после выхода на пенсию он стал завсегдатаем стриптиз-клубов, где волочился за персоналом. Одна танцовщица даже названивала ему домой, и Кармине пришлось разорвать отношения с ней.
Сексуальные победы, разумеется, не заменяли азарта, который Кармине испытывал, когда занимался бизнесом. Кроме этого, на кону стоял его брак. Я сказал Кармине, что работа — лучшее лекарство и, возможно, ему следует предложить Seagram консультационные услуги. В конце концов, у него была масса связей с поставщиками. Компания вцепилась в возможность получить такого консультанта, и Кармине приступил к работе. Он получал удовлетворение, которого не хватало, которого он так страстно желал.
История Кармине отнюдь не исключение. Призывы друзей, семьи, коллег и СМИ отдохнуть от бизнеса и насладиться плодами своего труда порождают толпы опустошенных рантье. Они теряют себя, даже если сами об этом не подозревают.
И последнее предупреждение о выгорании. Да, бизнесмены любят наводить порядок в своем наследии ничуть не меньше, чем создавать новые продукты или услуги. Да, это может приносить удовольствие. Но это точно не принесет той жизненной энергии, какую ты получаешь, отвечая на новые вызовы. Как сказал Бенджамин Франклин, «как только вы закончили меняться, вы закончили жить».
Автор — психиатр, бизнес-тренер. Проработал 25 лет в Гарвардской медицинской школе. Занимается индивидуальным коучингом предпринимателей и топ-менеджеров.