Лет через пять-десять граждане очистят столицу от пробок
Редактор Forbes озадачил меня вопросом. «Вы все время твердите, что в российских городах хаос и коррупция, и в то же время уверены, что все образуется. Откуда такая уверенность?» — спросил он.
Начну издалека.
В конце октября в Москву приезжал профессор-урбанист из Пенсильванского университета, советник министра транспорта США Вукан Вучик. Возможно, это главный мировой авторитет в сфере планировки городов и городских транспортных систем.
Вучик — автор знаменитой монографии Transportation for Livable Cities и множества других книг, по которым учатся урбанисты и транспортники по обе стороны Атлантики. Его услуги в качестве практикующего планировщика и консультанта востребованы в крупнейших городах мира, так что график его поездок рассчитан на многие месяцы вперед, как у популярного тенора.
В Москву он приезжал по приглашению группы молодых девелоперов, организаторов международного фестиваля BUILDING-2009. Участник панельной дискуссии, я имел удовольствие побеседовать с живым классиком и выяснил среди прочего, что его согласие на приезд в Москву было продиктовано мотивами скорее гуманитарными, нежели деловыми. Профессор Вучик с искренней симпатией относится к нашей стране и неплохо говорит по-русски.
Вучик прочел в Центральном доме архитектора публичную лекцию «Городское планирование и архитектура — без политики и популизма». В ней и в самом деле не было никакой политики, никакого популизма и тем более никакого академического занудства. Он живо и понятно рассказывал о том, как и за счет чего городам с самым высоким уровнем автомобилизации в мире удается оставаться удобными для жизни.
Он говорил о приоритетах и рациональных пропорциях распределения городской территории между транспортными и всеми прочими жизненными нуждами.
О необходимости баланса плотности застройки с возможностями улично-дорожной сети, системы общественного транспорта и парковочного пространства.
О настоятельной необходимости массового использования схемы интермодальных перевозок по типу Park & Ride (в России она известна как модель «перехватывающих парковок» при въезде в город). И об условиях, при которых скоростной общественный транспорт становится привлекательной альтернативой для автомобилистов.
Об исключительной роли «хорошо информированной городской общественности» — главного субъекта, предъявляющего гражданский спрос на планировочные и транспортные инновации.
О необходимости учиться на лучших образцах и транспортном самообучении всех без исключения горожан — от политиков и архитекторов до рядовых обывателей-избирателей-налогоплательщиков.
О том, что транспортное самообучение городов и горожан позволило создать такие мировые эталоны, как Сингапур, Гонконг, Мюнхен, Стокгольм, Вена, Копенгаген и Мадрид. Что оно помогло радикально улучшить среду обитания в некогда убитых транспортными заторами мегаполисах Северной Америки и создать такие образцы для подражания, как Сан-Франциско, Торонто, Ванкувер или Портленд.
Об ускоренном курсе обучения, который прошли восточноевропейские столицы (к примеру, родной Вучику Белград), за несколько лет преобразившиеся из малокомфортных социалистических урбанизированных территорий в города, пригодные для жизни.
О том, что Москва проходит курс обучения, пожалуй, слишком медленно и не очень успешно, что она упорно не хочет учиться на старых чужих ошибках. Что по этой самой причине наш город теряет миллионы человеко-часов в рекордных по мировым меркам пробках при весьма скромном по мировым меркам уровне автомобилизации.
Вучик говорил о том, что крайне необходимо знать нашим городским властям и всевозможным «начальникам транспортного цеха».
Никого из них в актовом зале ЦДА не было. Да и зачем им, в сущности, слушать советы заезжего классика? Куда как веселее обсуждать с заезжими чудаками идею прокладки дорог по крышам домов, организацию пассажирских перевозок на катамаранах и дирижаблях или введение одностороннего движения на Садовом кольце.
К счастью, на лекцию Вучика пришло множество молодых, внимательных и компетентных слушателей, которые засыпали американского гостя и нас, участников дискуссии, деловыми и дельными вопросами о рациональном устройстве города и его транспортной системы. Эти люди работают в девелоперском и строительном бизнесе, архитектурных мастерских и проектных институтах, учатся в профильных вузах и, наконец, представляют просто образованную публику, проходящую по категории «хорошо информированной общественности».
Кто-то из них прошел стажировку в европейских или американских университетских центрах городского и транспортного планирования. Многие явно знакомы с современными (увы, не изданными по-русски!) учебниками и методическими руководствами по этому полезному ремеслу. Большинство (хотя бы на уровне просвещенных туристов) знает об устройстве тех или иных «городов-чемпионов». Думаю, все они получили основательный опыт пребывания в московских заторах. Они — сливки городского общества, прошедшие полный курс транспортного самообучения.
Американскому профессору задавало вопросы само гражданское общество, заказчик рациональных планировочных и транспортных инновации. Уверен: пройдет пять, десять лет, и оно сделает наш город удобным для жизни.
Автор — руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.