К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему я верю в Москву


Лет через пять-десять граждане очистят столицу от пробок

Редактор Forbes озадачил меня вопросом. «Вы все время твердите, что в российских городах хаос и коррупция, и в то же время уверены, что все образуется. Откуда такая уверенность?» — спросил он.

Начну издалека.

В конце октября в Москву приезжал профессор-урбанист из Пенсильванского университета, советник министра транспорта США Вукан Вучик. Возможно, это главный мировой авторитет в сфере планировки городов и городских транспортных систем.

 

Вучик — автор знаменитой монографии Transportation for Livable Cities и множества других книг, по которым учатся урбанисты и транспортники по обе стороны Атлантики. Его услуги в качестве практикующего планировщика и консультанта востребованы в крупнейших городах мира, так что график его поездок рассчитан на многие месяцы вперед, как у популярного тенора.

В Москву он приезжал по приглашению группы молодых девелоперов, организаторов международного фестиваля BUILDING-2009. Участник панельной дискуссии, я имел удовольствие побеседовать с живым классиком и выяснил среди прочего, что его согласие на приезд в Москву было продиктовано мотивами скорее гуманитарными, нежели деловыми. Профессор Вучик с искренней симпатией относится к нашей стране и неплохо говорит по-русски.

 

Вучик прочел в Центральном доме архитектора публичную лекцию «Городское планирование и архитектура — без политики и популизма». В ней и в самом деле не было никакой политики, никакого популизма и тем более никакого академического занудства. Он живо и понятно рассказывал о том, как и за счет чего городам с самым высоким уровнем автомобилизации в мире удается оставаться удобными для жизни.

Он говорил о приоритетах и рациональных пропорциях распределения городской территории между транспортными и всеми прочими жизненными нуждами.

О необходимости баланса плотности застройки с возможностями улично-дорожной сети, системы общественного транспорта и парковочного пространства.

 

О настоятельной необходимости массового использования схемы интермодальных перевозок по типу Park & Ride (в России она известна как модель «перехватывающих парковок» при въезде в город). И об условиях, при которых скоростной общественный транспорт становится привлекательной альтернативой для автомобилистов.

Об исключительной роли «хорошо информированной городской общественности» — главного субъекта, предъявляющего гражданский спрос на планировочные и транспортные инновации.

О необходимости учиться на лучших образцах и транспортном самообучении всех без исключения горожан — от политиков и архитекторов до рядовых обывателей-избирателей-налогоплательщиков.

О том, что транспортное самообучение городов и горожан позволило создать такие мировые эталоны, как Сингапур, Гонконг, Мюнхен, Стокгольм, Вена, Копенгаген и Мадрид. Что оно помогло радикально улучшить среду обитания в некогда убитых транспортными заторами мегаполисах Северной Америки и создать такие образцы для подражания, как Сан-Франциско, Торонто, Ванкувер или Портленд.

Об ускоренном курсе обучения, который прошли восточноевропейские столицы (к примеру, родной Вучику Белград), за несколько лет преобразившиеся из малокомфортных социалистических урбанизированных территорий в города, пригодные для жизни.

 

О том, что Москва проходит курс обучения, пожалуй, слишком медленно и не очень успешно, что она упорно не хочет учиться на старых чужих ошибках. Что по этой самой причине наш город теряет миллионы человеко-часов в рекордных по мировым меркам пробках при весьма скромном по мировым меркам уровне автомобилизации.

Вучик говорил о том, что крайне необходимо знать нашим городским властям и всевозможным «начальникам транспортного цеха».

Никого из них в актовом зале ЦДА не было. Да и зачем им, в сущности, слушать советы заезжего классика? Куда как веселее обсуждать с заезжими чудаками идею прокладки дорог по крышам домов, организацию пассажирских перевозок на катамаранах и дирижаблях или введение одностороннего движения на Садовом кольце.

К счастью, на лекцию Вучика пришло множество молодых, внимательных и компетентных слушателей, которые засыпали американского гостя и нас, участников дискуссии, деловыми и дельными вопросами о рациональном устройстве города и его транспортной системы. Эти люди работают в девелоперском и строительном бизнесе, архитектурных мастерских и проектных институтах, учатся в профильных вузах и, наконец, представляют просто образованную публику, проходящую по категории «хорошо информированной общественности».

 

Кто-то из них прошел стажировку в европейских или американских университетских центрах городского и транспортного планирования. Многие явно знакомы с современными (увы, не изданными по-русски!) учебниками и методическими руководствами по этому полезному ремеслу. Большинство (хотя бы на уровне просвещенных туристов) знает об устройстве тех или иных «городов-чемпионов». Думаю, все они получили основательный опыт пребывания в московских заторах. Они — сливки городского общества, прошедшие полный курс транспортного самообучения.

Американскому профессору задавало вопросы само гражданское общество, заказчик рациональных планировочных и транспортных инновации. Уверен: пройдет пять, десять лет, и оно сделает наш город удобным для жизни.

Автор — руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+