К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что скрывает дракон

Что скрывает дракон
Гордон Чан: почему я не верю китайской статистике

На прошлой неделе Пекин объявил, что в третьем квартале экономика Китая выросла на 8,9%. За девять месяцев этого года китайский ВВП увеличился, по официальным данным, на 7,7%. Это означает, что по итогам года Китай почти наверняка выполнит план, поставленный премьером Вэнем Цзябао в январе: 8% экономического роста за 2009 год.

Как это стало возможно? С ноября 2008 года Пекин потратил, вероятно, $900 млрд — из собственных средств и средств крупнейших банков — на стимулирование экономики объемом $4,3 трлн. Такие масштабные вливания не могли не дать эффекта.

Качество экономического роста — это другой вопрос. Официальные данные по темпам роста оказались ниже консенсус-прогноза (9,1%), но все равно выглядят завышенными. Судите сами: экономика Китая ориентирована на экспорт (до государственных вливаний на него приходилось 38% ВВП), который сократился на 23% в июле, 23,4% — в августе и 15,2% — в сентябре. На снижение деловой активности указывает и падение импорта: 14,9%, 17%, 3,5% за три месяца последнего квартала.

 

Помимо экспорта и импорта есть еще, конечно, инвестиции и потребление. Розничные продажи в третьем квартале буквально взлетели: с июля по сентябрь они росли не менее чем на 15% ежемесячно.

Впрочем, со статистикой розничных продаж не все гладко. Пекин включает в нее и государственные закупки, и запасы — произведенные, но еще не проданные товары. Неудивительно, что, несмотря на рост «розничных продаж» в китайском смысле этого слова, потребительские цены с июля по сентябрь устойчиво снижались. И это невзирая на стремительный рост денежного предложения: в сентябре агрегат M2 был на 29,3% выше, чем годом ранее(28,4% и 28,5% в предыдущие месяцы).

 

Можно ли совместить рост продаж, дефляцию и быструю денежную экспансию в одной стране? Можно, если экономика работает на склад.

Похоже, Пекин возвращается к практике 1990-х, когда власти заставляли фабрики поддерживать производство даже в периоды падения спроса. Оптимисты обращают внимание на резкий рост продаж автомобилей (70,5%, 94,7%, 83,6% в июле-сентябре), но есть данные, что правительство приказало государственным компаниям скупать машины оптом, и машины эти стоят без дела на парковках по всей стране. Это хорошо объясняет, почему, несмотря на бурную автомобилизацию, продажи бензина остаются на прошлогоднем уровне.

Все указывает на то, что китайские статистики просто сочиняют цифры, подтверждающие предсказания политбюро. Китайская экономика, возможно, и растет благодаря государственным вливаниям, но точно не так быстро, как показывает официальная статистика. Программа государственного стимулирования экономики оказалась совершенно неэффективной. Именно поэтому вопреки всем оптимистичным цифрам о росте ВВП Вэнь Цзябао постоянно отказывается закончить программу стимулирования. Если бы правительство верило собственной статистике, ему впору было бы беспокоиться о перегреве экономики, а не о замедлении темпов роста.

 

Неудивительно, что после объявления итогов третьего квартала международные инвесторы начали продавать акции китайских компаний. Это естественная реакция: уверенность правительства в эффективности стимулирования экономики и дефицит частных инвестиций не могут не настораживать.

Чтобы поддержать иллюзию роста, китайские власти увеличивают долю государства в экономике, отягощают банковскую систему плохими долгами, подрывают потребление, стимулируя строительство никому не нужных заводов и меркантилистскими средствами поддерживая экспорт. Кредитная экспансия приведет к снижению конкурентоспособности предприятий. Так уже было в 1980-е годы в Японии, когда предприятия не справились с избытком денег в экономике и это привело к образованию гигантского пузыря на рынках недвижимости и акций. Временное удорожание китайских активов, достигнутое за счет неэффективного расходования средств, подрывает перспективы экономического роста на ближайшие годы.

А пока китайское руководство делает вид, что оно в восторге от своей экономической политики. Комментируя последние цифры по росту ВВП, представитель национального статистического бюро заявил, что страна «добилась очевидных и поразительных успехов». К несчастью для китайцев и для всех нас, это неправда.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+