Это лето многим запомнится встречами на высшем уровне. Свой саммит был и у виноделов.
В Бордо в очередной раз прошла Vinexpo — одна из наиболее представительных международных выставок вин и спиртных напитков, которая раз в два года собирает элиту винного мира на программу практических семинаров, масштабных дегустаций и раблезианских обедов.
Репортаж о Vinexpo по французскому телевидению был лаконичен. «Потребители пьют меньше вина — зато они делают выбор в пользу лучшего качества!» — бодро говорил в камеру молодой репортер. В подтверждение своих слов он подошел к стенду компании, поставляющей на рынок устройства для сохранения вина в открытых бутылках. «Если вы не допили, не стоит опасаться того, что вино окислится, — продолжал корреспондент, — новый гаджет закачивает внутрь бутылки нейтральный газ!» Следующим объектом внимания съемочной группы стал стенд компании, разливающей вино в небольшие пробирки с винтовым колпачком — как раз для тех, кто, следуя тренду, пьет меньше, но лучше. Репортаж был задуман как умеренно оптимистический, однако по его логике выходило, что если тренд не изменится, то скоро и для пробирок придется придумывать гаджет с инертным газом.
Ирония описанного телесюжета заключается в том, что он был снят в павильоне, посвященном винному маркетингу. Эту часть экспозиции организаторы выставки особенно рекламировали, обещая, что посетители найдут здесь инновационные решения для роста продаж. Но первый же стенд от входа (кстати, один из самых больших) представлял не революционные идеи в области маркетинга, а агентство по продаже сельскохозяйственной недвижимости Safer. Увы, бордоские шато сегодня стоят недорого. Хозяйство с пятью гектарами виноградников в зоне AOC Medoc, с небольшим домом и почти полностью оборудованным производственным помещением можно купить дешевле чем за €700 000.
Пока в одном из залов конгресс-центра агентство Safer проводило семинар на тему «Как продать виноградник», в другом шла Генеральная ассамблея Международной ассоциации сомелье (ASI). Люди, которых еще недавно считали гениальными дегустаторами и высшими авторитетами винного мира, — Филипп Фор-Брак, Серж Дюбс, Оливье Пусье и другие — занимались скучным обсуждением профессиональной этики, раскола в рядах и недостаточного финансирования. Впрочем, на людях они выдерживали комильфо и сор из избы не выносили.
Вопреки тревожным настроениям экспонентов, опасавшихся неявки посетителей ввиду кризиса, коридоры Vinexpo-2009 не казались пустыми. Импортеры и дистрибьюторы, приехавшие в Бордо в этом году, разделились на две оперативно-тактические группировки. Представители первой пытались убедить поставщиков, что, несмотря на неплатежи и отсутствие новых заказов, положение их стабильно и ситуация вот-вот улучшится. А диверсанты из второй распространяли зловещие слухи про конкурентов и старались перетащить наиболее интересные бренды в свои портфели. Встречаясь на званых вечерах в легендарных замках Бордо, оппоненты с невозмутимой улыбкой жали друг другу руки и рассказывали анекдоты.
Уровень традиционных для Vinexpo представительских ужинов нисколько не снизился. Старые дома встречали не самых веселых гостей с династическим достоинством. Коллекционные вина редких урожаев были удивительны, а кухня не выглядела аскетичной. К чести принимающей стороны, тема кризиса не игнорировалась и привносила в ход каждого вечера особую драматургию. Барон Эрик де Ротшильд на обеде в честь международной прессы в своем Chateau Lafite произнес проникновенную речь о сплочении рядов в трудные времена, виноделы из ассоциации французских семейных домов на обеде в Domaine de Chevalier остроумно шутили по поводу надежд на развивающиеся рынки, а на открытии вечера в честь классифицированных замков Грава в Chateau La Mission Haut-Brion в прекрасном исполнении прозвучал романс «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальных» на вполне сносном русском.
Vinexpo — лучшая витрина семейных домов. Став одной из крупнейших и, пожалуй, важнейшей для имиджа производителей мировых винных выставок, Vinexpo не прогнулась под весом крупнейших корпораций. Старосветская провинциальная аристократия в своих родовых поместьях предстает здесь во всей непередаваемой прелести. Хотя концентрация аристократов в Бордо, говоря экологическим языком, близка к предельно допустимой.
Антитезисом к церемониальным традициям Vinexpo стал специальный выставочный номер журнала Wine Spectator с большой секцией, посвященной, наверное, наиболее демократическому калифорнийскому сорту — зинфанделю, и блестящей колонкой Мэтта Крамера под названием «Просто выпей» (Just Drink It). Один из самых опытных обозревателей, безусловно, самого влиятельного винного издания написал о том, что вину было бы полезно подрастерять ореол эксклюзивности и элитарности, а профессионалам винного рынка — не увлекаться птичьим языком.
«Образно говоря, к вину сегодня не предлагают салями!» — пишет в своем пламенном манифесте Мэтт Крамер, имея в виду, что колбаса должна приблизить вино к народу, и, конечно, не предполагая, что в иных странах колбаса вообще и салями в особенности от народа пока далеко.