Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком

Как бы вы сейчас охарактеризовали состояние клубной индустрии по сравнению с периодом ее расцвета в нулевых — падение, новый виток роста? Что побудило вас вложиться в это направление бизнеса?
Кирилл Павлов (К. П.): Сегодня клубная индустрия переживает интересный этап трансформации. Если в нулевые годы мы видели масштабные клубные проекты, рассчитанные на тысячи посетителей, то сейчас наблюдаем сдвиг в сторону более камерных форматов. Эти клубы, рассчитанные на 300-400 человек, привлекают разнообразную аудиторию. Это не только о количестве, но и о качестве — каждый клуб имеет свой формат и атмосферу.
Нас привлекло это направление бизнеса, потому что после периода пандемии с ее экономическими потрясениями люди стали искать новые способы отдыха и развлечений. Клубная индустрия адаптировалась к этим изменениям, предлагая более интимные и персонализированные пространства. Это позволяет создавать особые эмоции, которые становятся ключевым товаром в современном клубном бизнесе. Вложившись в этот сегмент, я вижу потенциал для роста и развития, особенно если учитывать растущий интерес к развлекательному эмоциональному опыту.
Что, на ваш взгляд, кардинально, изменилось в ведении клубного бизнеса?
Егор Турчинский (Е. Т.): Клубный бизнес стал намного более сложным с финансовой точки зрения. Раньше мы могли рассчитывать на большие бюджеты от крупных компаний, что позволяло окупить клуб еще до его открытия. Однако сейчас таких возможностей нет, и нам приходится тщательно планировать, чтобы каждый вложенный рубль приносил прибыль. Маржинальность бизнеса также снизилась, что требует от нас быть еще более эффективными в управлении ресурсами.
К. П.: С творческой стороны, я бы сказал, что главное изменение — это необходимость постоянной инновации и адаптации. Мы начали строить Atlas Moscow до значительных изменений в стране, но даже такие события не остановили нас. Каждые пять лет в клубной индустрии происходят какие-то изменения, и это нормально. Нам нужно быть готовыми к новым вызовам и использовать их как возможность для творческого роста и развития. Важно создавать уникальные эмоции для наших гостей, которые бы отличали нас от других и делали клуб привлекательным для посетителей.
Какой сейчас срок возврата инвестиций в клубном бизнесе?
Е. Т.: Сегодня срок возврата инвестиций в клубном бизнесе составляет примерно 30 месяцев, если вести его со знанием дела. Многие предприниматели совершают одну и ту же ошибку, считая, что достаточно найти красивое место, вложиться в стройку и начать зарабатывать. Однако это не так. Успех зависит от многих факторов, включая правильное управление финансами, маркетинг и понимание аудитории.
Если для ресторанного бизнеса главное — локация, то что важнее всего для клубного бизнеса?
Е. Т.: В клубном бизнесе главное — это концепция и идея. Это то, что привлекает и удерживает гостей. Важно создать уникальный опыт, который будет отличать ваш клуб от других. Также ключевым фактором является команда, которая работает над реализацией этой концепции. Это не только диджеи и бармены, но и весь персонал, который обеспечивает высокий уровень сервиса и создает атмосферу..
К. П.: Для успеха клуба также важна постоянная аудитория. Если вы создадите уникальную атмосферу и будете поддерживать высокое качество обслуживания, то люди будут возвращаться к вам снова и снова. Важно понимать, что клуб — это не только место для развлечений, но и часть образа жизни для многих людей.
Е. Т.: Мы удовлетворяем базовые человеческие потребности — в развлечениях и социальных взаимодействиях. Эти потребности всегда будут актуальны, просто они будут менять свою форму с течением времени. Даже те, кто заявляет о своем увлечении спортом и здоровым образом жизни, в выходные часто оказываются в нашем клубе, наслаждаясь роскошью и развлечениями.
Как вы искали площадку под проект?
К. П.: Мы искали площадку под проект Atlas Moscow очень долго. Я нашел это помещение, но мы не сразу его подписали — вернулись через полтора года и полностью его реконструировали. А от начала идеи до открытия дверей прошло четыре года. И я до сих пор помню, где мы эту идею обсуждали — на фуд-корте в ТЦ «Европейский».
Е. Т.: Нам было важно найти место с высокими потолками, чтобы создать ощущение простора и воздуха. Когда мы впервые вошли в это помещение, оно было далеким от идеала — бывшая котельная с дырками в полу и в потолке, а внутри были даже сугробы. Но мы увидели в этом потенциал и были готовы потратить время и ресурсы на его полную реконструкцию.
Менялась ли концепция заведения до открытия?
Е. Т.: Когда мы начинали проект Atlas, мы хотели привозить лучших диджеев со всего мира. Но последние годы в России существуют определенные ограничения для музыкантов и артистов мировых лейблов. Многие из них не могут приезжать в Россию из-за политической ситуации и санкций, что ограничивает наш выбор при приглашении артистов.
Также из-за популярности электронной музыка гонорары диджеев увеличились в несколько раз, что существенно повлияло на нашу стратегию. Мы начали приглашать артистов, у которых еще нет контрактов с мировыми лейблами. Еще в Atlas играют наши диджеи-резиденты. Для гостей ничего не изменилось — мы продолжаем предоставлять высокое качество развлечений. Мы адаптируемся к меняющимся рыночным условиям и продолжаем развиваться.
Можно ли менять концепции, чтобы удивить аудиторию?
Е. Т.: Да, удивлять аудиторию новыми концепциями необходимо, но ДНК бренда должно быть неизменным. Например, для клуба мы ввели ужины с вокальными шоу, которые переходят в вечеринки. Кроме того, с прошлого лета наша летняя веранда превратилась в дневной ресторан, который стал настоящим живописным оазисом.
Московскую аудиторию сейчас трудно завоевать?
Е. Т: Завоевать не трудно, но сложно донести информацию о себе сквозь весь информационный шум. В Москве огромное количество вариантов развлечений и услуг, поэтому важно выделяться.
К. П.: Нет лучшей рекламы, чем рекомендации. Это не только бесплатный канал продвижения, но и мощный инструмент влияния на репутацию и доверия гостя. Когда люди делятся своими положительными впечатлениями с друзьями и знакомыми, это создает эффект снежного кома, который помогает привлечь новых посетителей и укрепить лояльность существующих. Важно создавать условия, при которых каждый гость хочет рассказать о своем опыте и порекомендовать нас другим.
Человек после посещения нашего заведения должен просыпаться, звонить своим друзьям и говорить: «Как же я хорошо провел время!». Если он действительно хорошо отдохнул, ему не важно, сколько денег он на это потратил. Это означает, что мы сделали все правильно.
Какие непременные элементы должны быть в клубе?
К. П.: Во-первых, хороший звук — это обязательное условие для любого музыкального заведения. Во-вторых, важен профессиональный свет, который создает особую атмосферу и усиливает эмоции от музыки. И, конечно, сервис должен быть на высшем уровне, чтобы гости чувствовали себя комфортно и получали удовольствие.
Е. Т.: Кроме технического оснащения, в клубе должны быть хорошие специалисты. Команда — это 90% успеха любого бизнеса. К сожалению, квалифицированных сотрудников мало, и их часто хантят. Работника нельзя быстро обучить, поэтому наша задача — создать такие условия, чтобы люди хотели оставаться в нашей команде.
Какие компетенции вы считаете самыми важными в управлении клубным проектом?
Е. Т.: Управление клубным проектом — это как танцы на тонком льду, только вместо льда у тебя бюджет, персонал и гости, которые хотят веселья. Чтобы не провалиться, нужно обладать определенным набором компетенций.
Во-первых, это коммуникация. Если вы не умеете говорить с людьми, то клуб — не ваша игра. Здесь нужно уметь общаться со всеми: от бармена до гостя. Умение слушать, договариваться и иногда просто улыбаться — это половина успеха.
Во-вторых, это стратегическое мышление. Клуб — не просто музыка и коктейли. Это шахматная партия, где вы должны предугадать ходы конкурентов, настроения гостей и даже погоду. Стратегия — это как составление плейлиста: если все сделать правильно, люди будут танцевать до утра. Если нет, они уйдут в соседнее заведение.
В-третьих, важно знание отрасли. Если вы не знаете разницу между техно и хаусом или думаете, что дресс-код — это когда все приходят в костюмах супергероев, то вам придется нелегко. Нужно понимать тренды, знать своих конкурентов и быть в курсе, почему все вдруг начали пить коктейли с огурцом. А еще важно знать одну простую истину: гости всегда хотят чувствовать себя особенными. Даже если они заказали самый дешевый напиток.
И, наконец: знания в области финансового управления.
К. П.: Креативность и инновационное мышление! Если ваш клуб выглядит как стандартная коробка с барной стойкой посередине, ждите беды. Гости хотят вау-эффекта. Это означает, что иногда нужно придумывать что-то совершенно безумное: вечеринку в стиле «Студия 54» или коллаборацию с брендом одежды. Креативность — ваш лучший друг!
В общем, управление клубом — это искусство балансировать между хаосом и порядком.