— Разработка экосистемы недвижимости в ВТБ стартовала в начале 2019-го, когда на рынке уже работали аналогичные сервисы. В чем принципиальное отличие «Метра квадратного»?
— Мы первыми стали предоставлять все возможности для работы с недвижимостью онлайн в одном окне, никак не ограничивая партнеров и клиентов, например, в выборе банка по ипотечному кредитованию. До нас весь рынок был поделен на разрозненных игроков: одни предоставляли ипотечное кредитование, другие занимались поиском недвижимости, третьи работали в сфере электронной регистрации. Мы объединили все эти сервисы в единую онлайн-цепочку, добавили недостающие технологии и создали бесшовный клиентский путь, когда данные по клиенту и приобретаемому объекту недвижимости сквозным образом отображаются сразу в нескольких продуктах, используемых в рамках оформления сделки, экономя время клиентов, сотрудников и застройщиков.
— У вас много конкурентов?
— Конкурируем мы сами с собой. Стараемся быть лучше, чем были вчера, а завтра — лучше, чем были сегодня. Вместе с другими аналогичными сервисами мы выполняем важную задачу — обучаем клиентов безопасному переходу в «цифру». В этой разъяснительной работе мы действуем сообща.
— Стала ли пандемия катализатором развития сервиса?
— На пандемию пришелся самый активный период масштабирования наших сервисов. В настоящее время мы ежедневно проводим 1000–1200 сделок, работаем как на первичном, так и вторичном рынке недвижимости России.
— Какие вы даете гарантии того, что в цепочку не просочится мошенник?
— Начнем с того, что на рынке вторичной недвижимости всегда существуют риски, которые иногда бывает непросто выявить. В основном речь идет об исторических правах требования. Также имеет место оспаривание сделки в случае банкротства продавца (даже последующего), «появления» супруга, если брак был зарегистрирован не в России, и многие другие риски. Поэтому мы делаем все для их минимизации. Так, в онлайн-сделках мы совместно с риелторами обеспечиваем полное сопровождение: проверяем документы, готовим договор купли-продажи, помогаем провести расчеты, обеспечиваем безопасность денежных средств для участников, выпускаем совместно с удостоверяющими центрами электронную подпись, направляем документы в Росреестр и прочее.
Кроме того, мы предлагаем клиентам уникальную на рынке услугу «Защита сделки». «Метр квадратный» вернет деньги за объект недвижимости и дальше самостоятельно будет судиться с продавцом, если у покупателя по судебному решению заберут приобретенную на вторичном рынке квартиру. Это гарантия, как на товары, которые вы можете вернуть в течение определенного срока. Мы проводим всесторонний анализ сделки, помогаем ее реализовать/провести, предварительно выявив и минимизировав риски, и гарантируем возврат 100% средств в случае ее «разворота».
Таким образом, несмотря на то, что абсолютной уверенности в «чистоте» квартиры на вторичном рынке быть не может, мы своим клиентам ее даем благодаря тому, что берем все риски на себя. У услуги «Защита сделки» большой потенциал — такого предложения на рынке недвижимости до сих пор не было.
— На чем непосредственно вы зарабатываете? Как монетизируется система?
— Мы не берем плату с клиентов за размещение на сайте экосистемы объявлений о продаже или сдаче жилья в аренду. И не стремимся исключить из процесса сделки риелторов, претендуя на их комиссию от продавца недвижимости.
Большая часть этих сервисов разработана жилищной экосистемой, а часть — нашими партнерами. Соответственно, доходы М2 складываются из комиссионного вознаграждения, полученного от клиентов за использование наших сервисов, и доли в доходах, получаемых нашими корпоративными партнерами — банками, страховыми, ремонтными, дизайнерскими и другими компаниями.
— Планируете ли вы сотрудничество или покупку других сервисов?
— «Метр квадратный» — открытая экосистема, мы готовы взаимодействовать с любыми участниками рынка, вместе с которыми сможем улучшить или дополнить клиентское предложение или сделать клиентский путь более эффективным и легким. При этом форма реализации нового сервиса или даже бизнес-направления может быть любой в зависимости от конкретных возможностей и предложений — от приобретения сервиса или его репликации in-house до предоставления услуг экосистемы в форме white label-провайдера.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших прорывных решениях?
— Мы предлагаем рынку сразу несколько wow-историй. Во-первых, это полностью онлайн-сделка при приобретении недвижимости без ипотеки, включающая составление ДКП, проведение расчетов и официальную регистрацию перехода права собственности.
Я сам испытал удобство технологии на себе — провел сделку, не выходя из квартиры, которую покупал. Это похоже на рынок такси, который, благодаря цифровым сервисам, стал максимально безрисковым и вырос в несколько раз.
Во-вторых, уникальный сервис «Защита сделки», о которой я говорил выше: клиент получает рекомендации по правильному построению договорных взаимоотношений, следуя которым оформляет сертификат на возврат 100% суммы по сделке в случае признания ее недействительной.
В-третьих, непосредственно весь уникальный клиентский путь, который готова предложить экосистема, от поиска квартиры до ремонта. Такого решения на рынке больше нет ни у кого.
— Можно ли говорить, что появление очередной онлайн-платформы — это еще один гвоздь в крышку гроба профессии риелтора?
— На наш взгляд, несмотря на очевидную цифровизацию рынка недвижимости, роль и значимость агентств недвижимости, риелторов только возрастает. Для принятия решения о покупке недвижимости, которое происходит в среднем 1–2 раза в жизни, человеку требуется «живая» профессиональная поддержка и консультация профессионального риелтора, умение правильно провести маркетинг объекта, переговоры по цене и структуре сделки, особенно, если сделка альтернативная.
— Когда я покупал квартиру, вставал вопрос изношенности дома. Вы предоставляете сервисы, позволяющие объективно определить ликвидность объекта?
— На вторичном рынке мы предоставляем информацию о самом доме, годе постройки, материале стен и перекрытий, а также фотографии, из чего можно сделать опосредованные выводы. На первичном рынке все более стандартизировано.
Однако она стоит далеко не на первом месте по значимости. Здесь важно правильно приоритезировать и верно решить, что делать сейчас, а что потом. Например, сейчас для нас важнее решить вопросы электронной закладной, которая позволяет делать секьюритизацию ипотечных кредитов. Это была мегазадача I квартала. Или, например, онлайн-раскрытие эскроу-счетов. Такие задачи куда важнее.
— Интересен ли вам рынок коммерческой недвижимости?
— Нам интересны все сегменты рынка недвижимости, но мы движемся поступательно и в первую очередь туда, где есть самый большой спрос и потребность в решении клиентских вопросов. В жилье и ипотеке с господдержкой в последний год их было больше всего. Сейчас со снятием ограничений происходит перестройка рынка коммерческой недвижимости, и куда он пойдет, пока до конца еще не понятно. Но мы внимательно следим за этим. То же и с арендой. Думаю, что до конца этого года или в начале следующего уже сможем сделать интересные рынку предложения и в этих сегментах.
— Какое влияние на качественные показатели рынка недвижимости России может оказать ваша экосистема и подобные ей сервисы? Можно ли в результате говорить о большей систематизированности не только первичного, но и вторичного рынка жилья, что приведет к более рыночному подходу к ценообразованию?
— Сервисы, подобные «Метру квадратному», безусловно, положительно влияют на повышение прозрачности рынка. С повышением прозрачности будет неизбежно снижаться асимметрия информации, выражающаяся в больших разбросах цен. Вместе с тем доля расходов на проведение сделки исчезающе мала на фоне стоимости самой недвижимости. Поэтому уберизация сервисов, связанных с проведением сделок, вряд ли существенным образом скажется на стоимости квадратных метров, где по-прежнему основную роль будет играть уровень предложения и платежеспособного спроса.