К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
SAP

Глоссарий цифровой экономики

Глоссарий цифровой экономики
У каждого времени — свои слова. Они определяют, что важно, что влияет на умы предпринимателей и инвесторов, создателей новых технологий, продуктов и сервисов, и их потребителей. Проверьте себя, как хорошо вы понимаете современность. Идете ли в ногу со стремительным прогрессом или слегка отстаете? Знаете ли, что означают громкие термины, которые звучат по радио и на конференциях, в переговорках и на презентациях? Если что-то вам незнакомо или непонятно — глоссарий SAP поможет разобраться.

Цифровые технологии

В эту категорию можно включить все компьютерные технологии: программное обеспечение и оборудование. В контексте бизнеса принято считать цифровыми те технологии, которые помогают перевести бизнес-процессы в поле компьютерных вычислений, цифровых данных. Проектирование, управление, контроль и изменение таких процессов в виртуальном пространстве может осуществляться с большей скоростью и эффективностью. Например, в первую волну автоматизации переходила на цифру бухгалтерия, внедрялись системы электронного документооборота, затем начали использоваться комплексные финансово-учетные системы класса ERP. Сейчас автоматизируется буквально все: чат-боты отвечают на запросы клиентов, нейронные сети составляют расписание сотрудников, работники склада ведут учет остатков с помощью мобильных терминалов и меток RFID, роботы разгружают товары и распределяют их по палетам. Каждый процесс, каждый объект (единица товара или техники, счет, контракт, подрядчик, поставщик, работник, клиент, транзакция), их характеристики, действия отражаются в виртуальной среде. Специальные системы помогают всем этим управлять, как единым целым. К примеру, системы BPM (Business Proccess Managment) помогают более эффективно выстраивать оцифрованные  процессы. HRM (Human Resources Management) — предназначены для управления персоналом, CRM (Customer Relationship Management) — для поддержания отношений с клиентами.

Цифровая трансформация

Процесс перехода компании на цифровые технологии, который глубоко затрагивает бизнес на всех уровнях. Может сопровождаться перестройкой бизнес-модели, организационной структуры, сменой продуктового фокуса. Это происходит за счет того, что цифровые технологии могут привносить совершенно новое понимания того, что является ключевой компетенцией компании, на чем именно бизнес зарабатывает больше всего прибыли, за что бренд ценится лояльными клиентами, какие методы могут усилить позиции на рынке.

Частое преувеличение — называть цифровой трансформацией единичное внедрение информационной системы. Отдельные проекты по развертыванию новых решений действительно могут быть частью процесса глубокой перестройки бизнеса, но не могут называться цифровой трансформацией. Потому что это стратегическое продуманное масштабное мероприятие на несколько лет, которое включает в себя целый ряд ИТ-проектов и организационных инициатив, в том числе, как правило, по развитию и переобучению персонала.

Цифровая трансформация охватывает не только отдельные компании, но и целые отрасли, перестраивая их, меняя расстановку сил, создавая новые бизнес-модели. В результате чего свергаются старые неповоротливые лидеры, их место занимают новые — те, чей бизнес пропитан «цифрой». Классические примеры — Uber и AirBNB.

Цифровая экономика

Автором этого термина считается Николас Негропонте (Nicholas Negroponte) — известный ученый, который, в частности, создал медиалабораторию в MIT (Массачусетский Институт Технологий — один из самых престижных вузов в области технологий в мире). Он также известен своим проектом «One Laptop Per Child» (сокращенно OLPC), который поддерживает ООН. Цель инициативы — предоставить каждому ребенку на планете доступный по стоимости ноутбук, подключенный к интернету, что откроет им двери в этот самый мир цифровой экономики.

Есть разные взгляды на то, что стоит относить к цифровой экономике, а что в определение не вписывается. Изначально подразумевалось, что это расширенное понятие интернет-экономики, в который включены смежные рыночные сегменты. Это понимание было пересмотрено в последние годы в связи с тем, что многие отрасли, в том числе такие, которые причисляют к «реальному сектору», претерпевают цифровую трансформацию. Процесс охватывает ритейл, пассажирские и грузовые перевозки, туризм, промышленность, сельское хозяйство, общепит, гостиничный бизнес, медицину, госуправление. Предприятия из этих индустрий, которые уловили тренд и начали изменения, становятся по сути интернет-компаниями. Даже заводы оснащаются сенсорами, подключенными к интернету, колоборативными роботами, системами автоматизации всех процессов с возможностью дистанционного управления. К примеру, таксопарки раньше нельзя было отнести к цифровой экономике, но Uber, Lyft, Gett, «Яндекс.Такси» однозначно относятся к этой категории, хотя суть услуги не поменялась. Таким образом, в это определение включают все направления бизнеса, в основе которых лежат информационные технологии и телекоммуникации, независимо от отрасли.

В конце июля 2017 года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил программу «Цифровая экономика», рассчитанную до 2024 г. Инициатива направлена на стимулирование развития «сквозных» технологий, среди которых премьер назвал большие данные, квантовые компьютеры, новые производственные методы, искусственный интеллект. Эти инновации обладают потенциалом трансформировать практически все сферы жизни и общества. Программа выделяет восемь основных направлений их применения: госрегулирование, информационная инфраструктура, исследования и разработки, кадры и образование, информационная безопасность, госуправление, умный город, цифровое здравоохранение.

Облачные вычисления (Cloud Computing)

Это метод, который дает возможность бизнесу и частным пользователям запускать приложения, хранить данные и пользоваться сервисами без необходимости покупать собственные сервера, системы хранения и прочее оборудование. Все что нужно — это устройство с экраном, подключенное к интернету, и браузер. Даже самые мощные программы и бизнес-приложения могут использовать на простых устройствах — они выполняются на серверах в облаке, а пользователю передаются результаты их работы.

То есть разработчики программных продуктов могут просто арендовать виртуальный сервер и запускать свой софт на нем. Это будет стоить в разы меньше, чем покупка своего физического сервера. Компании могут отказаться от собственной инфраструктуры (серверных комнат с промышленными кондиционерами и звукоизоляцией, штата айтишников и постоянных затрат на модернизацию) и использовать привычные бизнес-системы в облачной версии. Сотрудникам в этом случае достаточно раздать недорогие ноутбуки и протянуть быстрый интернет в офис.

То есть облака дают целый ряд преимуществ:

  • эластичность — возможность быстро увеличивать или уменьшать объем используемых услуг в соответствии с потребностями;
  • экономичность — оплачиваются только те мощности, которые потребляются, затраты на оборудование и техподдержку значительно снижаются;
  • доступность — к облачным системам можно обращаться круглосуточно, из любого места и с любого устройства;
  • простота: ИТ-службе не нужно заниматься поддержкой работы оборудования, обновлением приложений. Все это делает поставщик облачной услуги.

Мобильность

Еще лет пять назад в моде у маркетологов была акроним SoLoMo: Social+Local+Mobile. Впрочем, тренд не потерял актуальности. Возник он на волне повсеместного распространения смартфонов.  Суть его в том, чтобы взаимодействовать с потребителями через экраны мобильных устройств с учетом геолокации и с использованием социальных медиа. Ключевой компонент в этой тройке — мобильные технологии. Они могут также использоваться во всех аспектах деятельности: для повышения эффективности бизнес-процессов, продуктивности сотрудников, укрепления отношений с клиентами и пр. Приведем примеры.

  • Отдел продаж может постоянно наблюдать за складскими запасами, в режиме реального времени принимать и отправлять заказы на выполнение, мониторить отгрузки конкретным клиентам и движение товаров по всей цепочке поставок.
  • Производственный отдел может получать информацию от поставщиков даже в нерабочие часы, и отправлять им необходимые указания, предварительно согласовав их с руководством также через мобильное устройство. Благодаря этому сокращаются задержки в цепочке поставок, вызванные невозможностью связаться с нужным человеком в ночное время или выходные.
  • Отдел обслуживания клиентов может реагировать на запросы моментально. К примеру, менеджер компании, которая производит сложное оборудование, при поступлении звонка от заказчика может оперативно связаться с полевым инженером, который отправится на помощь клиенту. Как итог — скорость обслуживания растет, вместе с лояльностью клиентов.

Большие данные (Big Data)

Огромные массивы информации, собранной из самых разных источников, потенциально представляющие ценность. Это могут быть данные из финансово-учетных и всех прочих информационных систем компании, сведения о потребителях из открытых профилей в социальных сетях, информация из публичных источников о рынке, клиентах, конкурентах.   Все каналы получения информации, которые можно только представить, могут быть задействованы для сбора больших данных, включая сигналы с оборудования, компьютеров, мобильных устройств и аппаратных датчиков. Все эти террабайты и зеттабайты нужно собирать, хранить и анализировать. Те компании, которые умеют это делать лучше других, получают множество преимуществ, потому что из нагромождения разрозненных данных можно извлекать ценные сведения. Например, об особенностях клиентского поведения определенных групп потребителей или эффективных путях расходования ресурсов. В Wallmart однажды, благодаря анализу больших данных, смогли узнать, почему один из товаров многие покупатели возвращали обратно. Оказалось, что была выставлена ошибочная цена на него, и люди выясняли это уже после покупки. Итальянская ж/д компания Trenitalia использует эти методы для прогноза работы оборудования в своих составах, что позволяет ей производить ремонт еще до реальной поломки.

Инструменты для работы с большими данными открывают возможность получать ценную информацию, ранее не недоступную. Технологии управления данными, анализа их в оперативной памяти («in-memory»), а также более сложные методы, основанные на использовании нейронных сетей, могут полностью изменить процесс принятия решений.

Они, как магический шар, способны предсказать предпочтения клиента, спрогнозировать возможные поломки дорогостоящего оборудования, определить качество выпускаемой продукции без реально проводимых дорогих тестов и многое другое.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+