Пока AI-скептик Илон Маск пугает мир прогнозами об искусственном интеллекте (ИИ), который в будущем превратит всю планету в земляничные поля, люди сталкиваются с более актуальной угрозой. Еще в 2011 году компания Foxconn заявляла, что в ближайшие 3-5 лет заменит роботами полмиллиона рабочих в Китае. Уже открыты первые полностью автоматизированные производственные линии, а в некоторых компаниях люди заняты не потому, что их труд рентабельнее машинного, а из-за социальных обязательств предприятий. Альтернативой «восстанию машин» эксперты считают бунты людей, оставшихся без работы, по сути тех же луддитов, разрушителей станков периода промышленной революции в Англии.
Исследование Всемирного экономического форума еще пессимистичнее: по мнению специалистов, к 2020 году инновации уничтожат более пяти миллионов рабочих мест. Футурологи Оксфорда еще в 2013 предсказывали, что до 2033 года в зоне риска окажутся 47% профессий, среди которых и творческие, а значит, лишиться куска хлеба может и автор этой статьи.
Впрочем, все не так трагично, как может показаться на первый взгляд: известный философ, методолог Петр Щедровицкий, например, полагает, что в эпоху Новой промышленной революции «На уровень рабочего переносится часть бывшей инженерно-управленческой компетенции», что, в свою очередь создает «новые профессии для новых людей».
Искусственный интеллект уже встроен во многие сферы человеческой жизнедеятельности: мы пользуемся виртуальными голосовыми помощниками, навигаторами; даже наши машины не только собраны роботами, но и сами немного роботы, подстраивающиеся под индивидуальный стиль вождения. С помощью чат-ботов можно купить столь популярные сегодня биткоины, роботы пишут статьи для Associated Press и The Washington Post, а искусственный интеллект Netflix показывает не стандартные постеры фильма, а те, что соответствуют предпочтениям конкретного зрителя: любитель юмора на превью фильма увидит любимого комедийного актера, а ценитель мелодрам там же – сцену поцелуя.
Поскольку цифровой трансформации видимо не избежать, человечеству остается пользоваться его плодами: создатель интернета британский программист сэр Тим Бернерс-Ли считает, что сначала руководство компаний будет использовать искусственный интеллект для помощи в принятии важных управленческих решений, а затем, самообучаясь, ИИ сможет и сам создавать компании и руководить ими.
Сегодня во многих организациях машинный интеллект используется в трех основных целях: автоматизация рутинных операций (та самая роботизация) помощь в анализе данных и принятии решений, контроль.
Предлагая массу различных решений, способствующих цифровой трансформации бизнеса, SAP активно развивает и направление искусственного интеллекта. Преимущество таких систем очевидно: они не требуют постоянного человеческого вмешательства и модификаций, а, напротив, учатся и развиваются самостоятельно. Так, например, SAP Cash Application в состоянии сверять счета с платежами, выявлять ошибки, своевременно реагируя на них, находить связи между заказом и договором. По сути интеграция такого решения в бизнес-процесс практически полностью автоматизирует бухгалтерию компании, освобождая сотрудников от монотонной, утомительной рутинной работы. Это уменьшает как временные затраты, позволяя перенаправить освободившиеся человеко-часы на повышение квалификации сотрудников и расширение их компетенций, но и снижает убытки от «человеческого фактора» – практически неизбежных ошибок. Крупнейший в мире химический концерн BASF автоматически сверяет с платежами 94% своих счетов. Партнерство BASF и SAP, о котором было объявлено 29 августа этого года, станет частью «BASF 4.0» -- глобального проекта цифровой трансформации бизнеса химического гиганта.
О том, насколько актуальными и интересными для SAP являются вопросы создания и практического применения искусственного интеллекта говорит хотя бы тот факт, что по словам исполнительного директора SAP СНГ Наталии Парменовой, решения на базе искусственного интеллекта регулярно применяются в самой компании SAP. Показателен, например, опыт с Resume Matching – решением, которое позволяет исходя из нестандартизированного описания вакансии подобрать резюме наиболее подходящего соискателя, которое также нет необходимости приводить в шаблонный вид. SAP также использует «цифровой разум», чтобы, к примеру, прогнозировать вероятность ухода сотрудников из компании. Эта методика помогает руководству принять правильные решения для предотвращения увольнений, что, в свою очередь минимизирует издержки на поиск, найм и подготовку нового персонала.
«Однако, искусственный интеллект — это лишь часть технологий, которая влияет на рынок. Не стоит забывать и про остальные технологии и тренды: работа с большими данными, интернет вещей, новые бизнес-модели, взаимопроникновение индустрий и так далее. Именно в комплексе все эти технологии и тренды смогут изменить жизнь современных компаний, так что к вопросу использования новых технологий надо подходить комплексно. Сегодня преимущество дает не само наличие новой технологии, даже такой перспективной как искусственный интеллект, а умение использовать эти решения на практике. Основной вопрос именно в том, как встроить их в конкретный бизнес-процесс. SAP для этого использует практику создания совместных инновационных лабораторий с клиентами. Вместе с ними мы разрабатываем новые сценарии, изучаем международный опыт, думаем, как применить его на практике. Такой подход – всегда эксперимент. И только так можно вырваться вперед. Такие лаборатории мы уже имеем с НЛМК и Северсталью в СНГ. И запустили множество проектов с мировыми компаниями», -- отмечает Наталия Парменова.