Мир меняется очень быстро, но вузы не поспевают за этими изменениями. Как показывает исследование ВЦИОМ и SAP, проведенное в 2015 году, есть существенная разница между ожиданиями руководителей ИТ-компаний и тем уровнем подготовки, которую получают студенты учебных заведений. Бизнес требует более широкого спектра знаний, чем есть у новоиспеченных кандидатов на открытые вакансии. При этом 65% молодых специалистов, которые приняли участие в опросе, признали, что образовательные программы устарели и отличаются от того, с чем им приходится иметь дело на практике. К счастью, в случае с поколением Z эта сложность вполне устранима относительно небольшими усилиями. Молодые люди, родившиеся после 1995 года, отлично обучаются онлайн. Как говорит профессор Стэйси Вуд (Stacy Wood) из College of Management, N.C. State University в научной работе «Generation Z as Consumers: Trends and Innovation», поколение Z комфортно чувствует себя в виртуальном пространстве и привыкло к постоянному совершенствованию технологий. Это означает также высокую гибкость и готовность учиться новому.
Онлайн-курсы для молодых сотрудников — лучший вариант. Они получают знания в привычной для себя виртуальной среде, с личных устройств и в удобное время. Работодатель же экономит за счет того, что ему не приходится организовывать специальные помещения с мебелью и оборудованием, нанимать преподавателей. Современные системы дистанционного обучения со встроенными элементами искусственного интеллекта умеют подстраивать программу под уровень знаний конкретного сотрудника, давать рекомендации по дополнительным материалам. Алгоритмы анализируют весь процесс обучения в целом, выявляют паттерны, например, в каких темах сотрудники «плавают» больше на зачетных тестах. На основе этого анализа даются подсказки — каким параграфам стоит уделить больше внимания, в чем лучше попрактиковаться подольше. Если дополнить такие системы методами геймификации — сотрудники будут обучаться с большим удовольствием и покажут еще более высокие результаты.
В России многие передовые компании уже выстроили систему дистанционного обучения и работы с кадрами, например, Сбербанк и Ростелеком организовали такие системы на облачном решении SAP SuccessFactors.
Данные решение предлагает уникальную возможность обучаться в любое время и в любом месте. Поддерживаются различные формы обучения, включая дистанционное обучение, тестирование и экзамены, а также наставничество и обмен знаниями через социальные группы и форумы. А использование SAP SuccessFactors на мобильных устройствах является еще один преимуществом, обеспечивающим удобство пользователей.
Мост в будущее
Поколение Z называют прагматичными реалистами. Молодые люди, родившиеся после 1995 года, мыслят более масштабно: они родились в мире победившего тренда глобализации и постмодернизма. Они уверены в том, что им всегда открыт широкий выбор различных возможностей. И это близко к правде: дефицит специалистов в некоторых отраслях, в частности в сфере информационных технологий, не спадает уже который год. Так что компании выстраиваются в очередь даже за новичками без опыта. Здесь, конечно, больше шансов у крупных компаний с репутацией привлекательных работодателей. Но даже такие привлекательные с точки зрения кандидатов организации стремятся как можно раньше выявить таланты среди молодежи, вовлечь их во взаимодействие и начать прививать практические навыки, которые пригодятся на будущей работе.
Компания SAP двадцать лет назад запустила инициативу «Университетский альянс SAP». Это глобальная образовательная программа, которая объединяет более 3100 учебных заведений, более 3 миллионов студентов и 8 тысяч преподавателей из 106 стран. Цель ее состоит в том, чтобы помочь преодолеть разрыв между теоретическими знаниями, которые предлагаются в вузах, и практическими навыками, которые пригодятся в реальной работе в современной компании. Курсы университетского альянса SAP дают понимание того, как работает современный бизнес, как выстраивать сквозные процессы и управлять ими, как работать с большими данными, облачными и мобильными технологиями, какую пользу можно получить от интернета вещей.
Эти программы также развивают предпринимательские таланты студентов, помогают понять, как создавать технологические проекты, как планировать ресурсы для различных проектов с учетом отраслевой специфики, как представлять проекты инвесторам. Преподавателям ВУЗов входящих в университетский альянс предоставляется доступ к лучшим образовательным методикам и курсам ведущих университетов мира.
Программы обучения постоянно развиваются, включают современные практики подготовки. К примеру, сессии Design Thinking (дизайн-мышление) построены на последовательности мастер-классов, конкурсов, выездных семинаров. Они нацелены на развитие креативности и нестандартного мышления. На таких занятиях студентам дается практическая задача, которая воспроизводит ситуацию из реальной жизни бизнеса — например, разработать приложение на базе платформы по обработке больших данных SAP HANA или другой высокотехнологичный продукт для определенной специфической группы пользователей.
Участие в таком проекте сопоставимо со стажировкой в крупной компании по тому количеству знаний и практических навыков, которые получают студенты.
Вместе с Университетом Стэнфорда SAP создала еще один формат обучения —лабораторию инноваций SAP Next-Gen Labs. Такую лабораторию в каждом отдельном вузе оснащают современным оборудованием и программным обеспечением. Компания формулирует запрос по решению определенной инновационной задачи, группа студентов занимается ее решением. Эта деятельность может стать частью дипломной работы и, как правило, занимает несколько месяцев. В итоге создается уникальное инновационное решение, которое строится на основе пользовательского опыта молодых людей с совершенно иным восприятием мира.
Такой формат взаимодействия с новым поколением практикует множество компаний по всему миру. К примеру, IKEA обратилась к студентам с задачей разработать новые системы крепления мебели. Молодые люди, руководствуясь методом Design Thinking, разработали девять вариантов магнитных защелок, которые сокращают процесс сборки столика буквально до нескольких секунд. Другой пример – компания Renault, по заказу которой студенты разработали систему безопасного вождения для пожилых людей. Они придумали комплекс из трех мониторов и нескольких камер, установленных на боковых зеркалах. Изображение с камер выводится на мониторы передней панели, и водитель может моментально оценить ситуацию на дороге.
Впрочем, короткие мероприятия — хакатоны — тоже отличный способ погрузиться в мир реального бизнеса. Формат, когда за выходные или за несколько вечеров нужно создать инновационный продукт, решить проблему — уже привычен для поколения Z. В SAP соревнования по разработке программ называют InnoJam, в Google — CodeJam. Конкурсы выходного дня или выездные хакатоны на 5-7 дней проводят компании P&G, Unilever, Сбербанк. Практически все крупные корпорации, как зарубежные, так и российские. Многие инициативы — виртуальные: задание объявляется на сайте, и все желающие могут присылать решения. На этом построена работа платформы Kaggle, где публикуются проблемы из области машинного обучения и анализа больших данных. В ноябре известный сайт Product Hunt проводил глобальный хакатон по шести продуктовым категориям с призовым фондом $250 000. Участие в таких конкурсах — прекрасный способ для молодых представителей поколения Z перепрыгнуть через несколько карьерных этапов, проявить себя и получить отличное предложение о работе.