В 2016 году АО «ОХК «Уралхим» заняло первое место в РФ по производству аммиачной селитры (26 % — доля рынка), второе — по поставкам аммиака (18,2 %) и карбамида (16,2 %). Это основные удобрения, которые применяются для выращивания картофеля, кукурузы, свеклы, пшеницы, рапса. Растения потребляют 16 веществ из почвы, и если недостает хотя бы одного из них — урожая может не случиться. Работает так называемый закон минимума, который сформулировал Юстус Либих. Объемы урожая определяются содержанием в почве самого дефицитного элемента питания. Если его добавлять, то урожай будет увеличиваться прямо пропорционально до тех пор, пока содержание другого элемента не станет минимальным. Конечно, не стоит чрезмерно усердствовать — состав выращенных растений не менее важен, чем количество собранных с поля тонн. Удобрения должны быть качественные, чтобы вредные последствия от их использования были минимальными. «Уралхим», к примеру, придерживается требований REACH (Registration, Evaluation, Authorization and Restriction of Chemicals) — регламента Европарламента и Совета ЕС. Регистрирует все химические вещества, которые входят в состав удобрений, в Европейском химическом агентстве. Акционерное общество поставляет продукцию за рубеж, поэтому должно следовать стандартам и международным практикам ведения бизнеса. Акционерное общество также активно внедряет инновации, модернизирует производственные мощности. Это необходимо компании с историей, которая насчитывает 88 лет.
Новый этап эволюции закупок
К моменту распада СССР уже существовали все четыре производственных предприятия, которые вошли в группу компаний, в 2008 году получившую название АО «ОХК «Уралхим». Например, Березниковский химический комбинат существует с 1929 года. Тогда не было ни компьютеров, чтобы написать письма поставщикам и заказать материалы, ни смартфонов, чтобы позвонить в любой момент и уточнить детали поставки.
Да это было и не нужно. Советская производственная машина работала просто: все, что выпускали предприятия, распределялось централизованно по всей стране. Никакой конкуренции поставщиков не существовало. Когда пришел рынок, преобразованные компании стали учиться азам ведения бизнеса. Зародилась рыночная конкуренция. Появилась возможность выбирать, у кого закупать материально-технические ресурсы, средства производства и сырье. Закупщики завели блокнотики с контактами надежных компаний и черными списками поставщиков. Когда появились компьютеры, эти списки перекочевали в примитивные таблицы.
Компания «Уралхим» много лет подряд вела закупочную деятельность в таком «ручном» режиме. Публиковала уведомления о закупочных процедурах на своем сайте. Поставщики присылали заявки на участие по электронной почте. Каждый менеджер отдела закупок вел собственную базу контрагентов. Конкурентные таблицы по каждому конкурсу нужно было создавать вручную.
В 2017 году пришло время качественного изменения. Руководство «Уралхима» загорелось идеей социальной сети для бизнеса. Это онлайн-площадка, на которой встречаются желающие что-то купить и те, кто предлагают товары и услуги, причем со всего мира. Такой международный маркетплейс помогает выбрать лучшее предложение на рынке. Километровые таблицы в Excel, вручную собранные опытными закупщиками, просто физически не могут обновляться так же быстро, как меняется рынок, и не способны охватить его целиком. Это ограниченный инструмент, используя который компания рискует пропустить выгодное предложение и потратить лишнее. Автоматизированные площадки для закупок помогают не тратить лишнего, а значит, в итоге получать больше прибыли. Еще одно преимущество, которое дают такие инструменты, — скорость. Поставщики делают большую часть работы по внесению информации, система автоматически формирует конкурсные списки, сравнивает предложения и выдает рекомендации. Работа руками сведена к минимуму.
В АО «ОХК «Уралхим» начали использовать облачный маркетплейс SAP Ariba Sourcing в мае этого года. За первые два месяца работы удалось снизить общую стоимость закупаемых материально-технических ресурсов на 5 %, а сроки проведения операций — на 20 %. Компания собрала в единую базу контрагентов информацию по пяти с лишним тысячам организаций.
«Заказчик получил комплексный инструмент для повышения эффективности и взаимодействия с контрагентами, в том числе и международными. В облачной бизнес-сети SAP Ariba содержится информация о 2 миллионах поставщиках по всему миру, что дает российским компаниям возможность получения товаров и услуг по оптимальным для них ценам, — отметил Андрей Шарак, заместитель генерального директора SAP СНГ. — Только за первые месяцы использования бизнес-сети наш клиент привлек более 200 новых поставщиков и на отдельных онлайн-аукционах снизил цену на 8 %».
Поставки теперь проводятся через аукционы, победитель определяется в автоматизированном режиме по различным критериям. Система ведет отчетность и анализирует динамику закупочной деятельности.
«Для нас важно было повысить прозрачность и эффективность закупок, исключить человеческий фактор, внедрить категорийный менеджмент и повысить производительность персонала. Первые результаты на проекте полностью подтверждают наши ожидания», — прокомментировал Дмитрий Бояркин, директор по закупкам «Уралхима».
На следующем этапе компания планирует освоить дополнительные функции системы, расширить возможности взаимодействия с поставщиками и управления договорами.