Город Шуя Ивановской области невелик — чуть более 57 000 человек населения, но всего за три дня в минувшем январе принял около 7000 туристов. Гости приезжали из Москвы и Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля. Всему виной был придуманный местными властями фестиваль «Русское Рождество». В новом году успех планируют повторить. «В январе 2021 года «Русское Рождество» вновь преобразит старинный город, и мы уже готовим маршрут по фестивалю для пользователей сервиса RUSSPASS», — говорит Анастасия Грушецкая, директор Центра развития туризма и гостеприимства Ивановской области.
За три месяца с RUSSPASS начали сотрудничать более 80 регионов — практически вся Российская Федерация. «Театры, кафе, зоопарки, музеи и уникальные достопримечательности становятся известны миллионам российских и заграничных туристов», — отмечает Сергей Иванов, председатель Государственного комитета по туризму Республики Татарстан. Восстановление въездного туризма — дело ближайшего будущего. С января 2021 года в России вводится единая электронная виза, уже утвержден перечень пограничных пунктов, где она будет действовать (среди них 12 международных аэропортов). А потенциал внутреннего туризма во многом еще не раскрыт, об этом, например, свидетельствует опыт Карелии, где в июле–августе число гостей на 40% превысило итог всего летнего сезона 2019 года.
Инфраструктурный рывок
«Мы живем в эпоху, когда сходить на выставку или послушать лекцию можно онлайн и заказать буквально все не выходя из дома. И современный турист хочет получать информацию в одном месте, не перебирая миллион сайтов, — констатирует Сергей Яковлев, директор Департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области. — RUSSPASS дает такую возможность. Для турбизнеса региона это отличная площадка для продвижения туров».
Выбирает место отдыха по фото в соцсетях, бронирует билеты и отели через мобильные приложения, предпочитает получать оповещения по digital-каналам — такой портрет современного туриста нарисовали эксперты международной компании Travelport. Особенно сильно от гаджетов и цифровых сервисов зависят представители поколения Z, которые скоро станут основными потребителями туристических услуг. Цифровые технологии, мультифункциональные устройства, персонализация — это не просто тренды, которые определят будущее туриндустрии в ближайшие 10 лет. Это ключ к построению успешных отношений с современными путешественниками, уверены в Travelport.
Команда RUSSPASS постаралась учесть новые веяния. В результате туристам предложили сервис, позволяющий в онлайн-режиме забронировать авиабилет или гостиницу, оплатить экскурсионный тур. Бесшовное решение — электронные билеты с QR-кодом — открывает вход в музеи, театры и на концерты. С самого начала сервис, разработку которого совместно курировали московский Комитет по туризму и Департамент информационных технологий, задумывался как глобальная система. Поэтому сразу после запуска информацию о себе на платформу загрузили десятки городов и областей России. «Приложение RUSSPASS позволяет нам привлечь региональное бизнес-сообщество к формированию новых интересных предложений для туристов, — объясняет Лариса Соломатина, председатель Комитета по развитию туризма Тульской области. — Уверена, что сотрудничество с этим сервисом позволит нам решить основную задачу — увеличить длительность пребывания туриста на территории региона и обеспечить более высокую монетизацию туристического потока».
В большинстве регионов существуют собственные туристические порталы, которые отвечают на ключевые вопросы путешественников: где разместиться, куда пойти, где поесть. Но они не позволяют оплатить тур или экскурсию. «RUSSPASS дает возможность приобрести любой туристический продукт в разных точках страны онлайн. Это большой шаг вперед, — отмечает Сергей Яковлев. — Разработать аналогичное решение большинство регионов не смогли бы, требуются слишком большие финансовые и временные ресурсы».
Если посмотреть на статистику, большая часть туров в России продается в офлайн-рознице. К 2024 году доля этого канала сократится, прогнозирует Phocuswright, но останется по-прежнему довольно большой — 53,1%. Несмотря на это, оттачивать навыки работы в цифровой среде необходимо сейчас, убежден директор КГБУ «Туристский центр Алтайского края» Денис Ивлев: «Молодые люди только начинают путешествовать по стране, а завтра станут основными потребителями туристических услуг. Профессиональная работа на RUSSPASS — возможность открыть наш регион новому поколению россиян».
Точки роста
Вы хотели бы отдохнуть с детьми в Чечне? Некоторых удивит сама постановка вопроса. Из-за трагических событий 1990-х этот регион пока еще не ассоциируется с туризмом. «Однако республика обладает огромным туристско-рекреационным потенциалом, который обусловлен наличием самых высоких в Европе гор с возможностью создания горнолыжных трасс международного уровня, с многочисленными месторождениями минеральных источников и лечебных грязей, уникальной природой, большим количеством культурно-исторических и природных достопримечательностей», — перечисляет министр по туризму Чечни Муслим Байтазиев. Один из результатов пятилетней целевой программы развития въездного туризма — в 2019 году Чеченская Республика заняла второе место среди субъектов СКФО по количеству иностранных туристов.
«Все, кто приезжает, например, в Грозный, полностью меняют представление о регионе, — говорит Ксения Наумова, управляющий директор компании Visit Chechnya. — Боевики не стоят на улицах с автоматами, сам город — мини-Дубай с гостеприимными людьми. Если удастся сломать стереотипы, турпоток в Чечню существенно вырастет». Чтобы помочь регионам с формированием привлекательного цифрового образа, команда RUSSPASS пригласила креативное агентство в качестве консультанта. Его эксперты провели с представителями регионов серию бесплатных конференций, во время которых пытались нащупать уникальное позиционирование, помочь с выбором целевой аудитории, скорректировать коммуникативную стратегию. «Мы прорабатывали сценарии, которые помогут туристам пересмотреть свои взгляды на Чечню, — рассказывает Ксения Наумова. — Точками роста могут стать активный отдых, гастрономический туризм: все рестораны в Чечне предлагают 100%-ный халяльный продукт. В RUSSPASS у нас пока всего четыре ознакомительных тура — от краткого двухдневного визита в Грозный до многодневного тура по горным районам Чечни со средневековыми башнями, горными реками и озерами. Рассчитываем, что они станут входной точкой для туристов, впервые открывающих для себя Чечню».
Республика Татарстан развитием своего туристического потенциала занимается давно и довольно успешно. Регион принимал множество международных спортивных мероприятий: универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта, чемпионат мира по футболу. «Перед консультацией с RUSSPASS было ощущение: мы такие классные, все знаем, — признает Динара Хисматуллина, начальник отдел продвижения туристского продукта Госкомитета Татарстана по туризму. — Как оказалось, очень полезно посмотреть на свои успехи под другим углом и задуматься об изменениях там, где все, казалось бы, работает хорошо, но может работать еще лучше». В прошлом году в Татарстане провели масштабное исследование туристов, приезжающих в республику, и выяснили, что подавляющее их большинство — жители крупных российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга и т. д. Средний возраст — 35–44 года. То есть самая что ни на есть платежеспособная аудитория. «Соглашение с RUSSPASS — это возможность увеличить финансовые потоки за счет доходов от развития внутреннего туризма», — резюмирует глава комитета Сергей Иванов.
Помимо работы с региональными ведомствами, команда RUSSPASS помогает прокачивать креативные навыки отдельным туроператорам. От того, насколько точно они определят свои целевые аудитории и предложат привлекательные туристические продукты, зависит многое. «Мы основательно пересмотрели подход к формированию туристических программ, визуальному стилю, формату подачи информации», — говорит Марина Иванова, директор компании «РТК» (город Иваново). Тульский туроператор «Компас» уже запустил несколько различных туристических программ по универсальной форме, разработанной на воркшопе RUSSPASS. «Создавать свои туры и продавать их на платформе RUSSPASS в будущем сможет каждый туроператор, что, несомненно, положительно отразится на развитии внутреннего туризма», — уверена Олеся Карпеева, генеральный директор «Компаса». В офлайне ярких туристических продуктов вполне хватает, но найти их в онлайне трудно. Когда возникает возможность представить интересные идеи на одной платформе, неизбежно появится и множество новых прорывных проектов, не сомневается Денис Ивлев из Туристского центра Алтайского края.
Работа на будущее
Нижегородские власти поставили на 2021 год амбициозную цель: город должен стать одним из ключевых направлений внутреннего туризма. «В следующем году Нижнему Новгороду исполняется 800 лет. Это прекрасный шанс открыть современный Нижний, а вместе с ним и богатства традиционной русской культуры как жителям страны, так и международным туристам, — рассуждает Олег Беркович, заместитель председателя Правительства Нижегородской области, министр культуры Нижегородской области. — Сервис RUSSPASS функционирует на русском и английском языках, что для нас в преддверие 800-летия очень важно: мы готовимся встречать гостей со всего мира». Чтобы подготовиться к юбилею и рассказать жителям страны и иностранным туристам о богатых традициях города, было решено поэкспериментировать с новым контентом и форматами. Например, на RUSSPASS уже запустили проект «Усадьбы Нижегородской области», предлагающий десять онлайн-экскурсий. «У каждого объекта невероятная история, способная многое рассказать о нашем прошлом», — говорит Олег Беркович. Нижегородцы намерены сделать свой регион привлекательным для туристов не только на специальные события (такие, как, например, премия в области современного искусства «Инновация» или намеченная на 2021 год премия Кандинского), но и просто на выходные дни. А сервис RUSSPASS как раз позволяет быстро спланировать и организовать такое путешествие.
Алтайский край никогда не был обделен вниманием туристов. Каждый путешественник открывает для себя свой Алтай: для одних это место, где тайны и легенды вплетаются в реальность, где у каждого есть шанс покорить свою вершину, прикоснуться к памятникам древней цивилизации, для других — источник бодрости и здоровья, которые можно получить в «лечебной мастерской» санаторно-курортного комплекса. Здесь создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и функционирует единственный за Уралом курорт федерального значения — Белокуриха. Тем не менее регион в числе первых подписал договор о сотрудничестве с RUSSPASS. «Уверен, что этот проект сделает Алтай более доступным, а впечатления от путешествий по алтайской земле навсегда останутся в сердце каждого туриста», — говорит Евгений Дешевых, начальник управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности.
В функционале RUSSPASS есть личный кабинет партнера, доступный для музеев, парков, туристических объектов и культурно-досуговых организаций. С помощью этого инструмента можно оперативно размещать предложения, интересные для туристов. Буквально в несколько кликов, как и в случае с выбором и оплатой этих предложений. Присоединиться к RUSSPASS столь же просто, как и пользоваться: достаточно выбрать соответствующий раздел, а затем нажать на кнопку «Стать партнером» и отправить заявку. Сейчас на платформе представлено более 500 направлений, туров и авторских маршрутов. И это только начало.