К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
RUSSPASS

Внутренняя мобильность: как цифровые технологии приучают отдыхать в России

Внутренняя мобильность: как цифровые технологии приучают отдыхать в России
Закрытые границы побудили россиян провести отпуска в своей стране, благодаря чему летний сезон прошел вполне удачно. С помощью сервиса RUSSPASS региональные власти и игроки туриндустрии рассчитывают закрепить успех и добиться того, чтобы российские красоты не воспринимались как временная альтернатива.

Город Шуя Ивановской области невелик — чуть более 57 000 человек населения, но всего за три дня в минувшем январе принял около 7000 туристов. Гости приезжали из Москвы и Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля. Всему виной был придуманный местными властями фестиваль «Русское Рождество». В новом году успех планируют повторить. «В январе 2021 года «Русское Рождество» вновь преобразит старинный город, и мы уже готовим маршрут по фестивалю для пользователей сервиса RUSSPASS», — говорит Анастасия Грушецкая, директор Центра развития туризма и гостеприимства Ивановской области.

За три месяца с RUSSPASS начали сотрудничать более 80 регионов — практически вся Российская Федерация. «Театры, кафе, зоопарки, музеи и уникальные достопримечательности становятся известны миллионам российских и заграничных туристов», — отмечает Сергей Иванов, председатель Государственного комитета по туризму Республики Татарстан. Восстановление въездного туризма — дело ближайшего будущего. С января 2021 года в России вводится единая электронная виза, уже утвержден перечень пограничных пунктов, где она будет действовать (среди них 12 международных аэропортов). А потенциал внутреннего туризма во многом еще не раскрыт, об этом, например, свидетельствует опыт Карелии, где в июле–августе число гостей на 40% превысило итог всего летнего сезона 2019 года.

Камское Устье, Татарстан
Камское Устье, Татарстан·Фото предоставлено RussPass

Инфраструктурный рывок

«Мы живем в эпоху, когда сходить на выставку или послушать лекцию можно онлайн и заказать буквально все не выходя из дома. И современный турист хочет получать информацию в одном месте, не перебирая миллион сайтов, — констатирует Сергей Яковлев, директор Департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области. — RUSSPASS дает такую возможность. Для турбизнеса региона это отличная площадка для продвижения туров».

Выбирает место отдыха по фото в соцсетях, бронирует билеты и отели через мобильные приложения, предпочитает получать оповещения по digital-каналам — такой портрет современного туриста нарисовали эксперты международной компании Travelport. Особенно сильно от гаджетов и цифровых сервисов зависят представители поколения Z, которые скоро станут основными потребителями туристических услуг. Цифровые технологии, мультифункциональные устройства, персонализация — это не просто тренды, которые определят будущее туриндустрии в ближайшие 10 лет. Это ключ к построению успешных отношений с современными путешественниками, уверены в Travelport.

Команда RUSSPASS постаралась учесть новые веяния. В результате туристам предложили сервис, позволяющий в онлайн-режиме забронировать авиабилет или гостиницу, оплатить экскурсионный тур. Бесшовное решение — электронные билеты с QR-кодом — открывает вход в музеи, театры и на концерты. С самого начала сервис, разработку которого совместно курировали московский Комитет по туризму и Департамент информационных технологий, задумывался как глобальная система. Поэтому сразу после запуска информацию о себе на платформу загрузили десятки городов и областей России. «Приложение RUSSPASS позволяет нам привлечь региональное бизнес-сообщество к формированию новых интересных предложений для туристов, — объясняет Лариса Соломатина, председатель Комитета по развитию туризма Тульской области. — Уверена, что сотрудничество с этим сервисом позволит нам решить основную задачу — увеличить длительность пребывания туриста на территории региона и обеспечить более высокую монетизацию туристического потока».

Нижний Новгород
Нижний Новгород·Фото предоставлено RussPass

В большинстве регионов существуют собственные туристические порталы, которые отвечают на ключевые вопросы путешественников: где разместиться, куда пойти, где поесть. Но они не позволяют оплатить тур или экскурсию. «RUSSPASS дает возможность приобрести любой туристический продукт в разных точках страны онлайн. Это большой шаг вперед, — отмечает Сергей Яковлев. — Разработать аналогичное решение большинство регионов не смогли бы, требуются слишком большие финансовые и временные ресурсы».

Если посмотреть на статистику, большая часть туров в России продается в офлайн-рознице. К 2024 году доля этого канала сократится, прогнозирует Phocuswright, но останется по-прежнему довольно большой — 53,1%. Несмотря на это, оттачивать навыки работы в цифровой среде необходимо сейчас, убежден директор КГБУ «Туристский центр Алтайского края» Денис Ивлев: «Молодые люди только начинают путешествовать по стране, а завтра станут основными потребителями туристических услуг. Профессиональная работа на RUSSPASS — возможность открыть наш регион новому поколению россиян».

Точки роста

Вы хотели бы отдохнуть с детьми в Чечне? Некоторых удивит сама постановка вопроса. Из-за трагических событий 1990-х этот регион пока еще не ассоциируется с туризмом. «Однако республика обладает огромным туристско-рекреационным потенциалом, который обусловлен наличием самых высоких в Европе гор с возможностью создания горнолыжных трасс международного уровня, с многочисленными месторождениями минеральных источников и лечебных грязей, уникальной природой, большим количеством культурно-исторических и природных достопримечательностей», — перечисляет министр по туризму Чечни Муслим Байтазиев. Один из результатов пятилетней целевой программы развития въездного туризма — в 2019 году Чеченская Республика заняла второе место среди субъектов СКФО по количеству иностранных туристов.

«Все, кто приезжает, например, в Грозный, полностью меняют представление о регионе, — говорит Ксения Наумова, управляющий директор компании Visit Chechnya. — Боевики не стоят на улицах с автоматами, сам город — мини-Дубай с гостеприимными людьми. Если удастся сломать стереотипы, турпоток в Чечню существенно вырастет». Чтобы помочь регионам с формированием привлекательного цифрового образа, команда RUSSPASS пригласила креативное агентство в качестве консультанта. Его эксперты провели с представителями регионов серию бесплатных конференций, во время которых пытались нащупать уникальное позиционирование, помочь с выбором целевой аудитории, скорректировать коммуникативную стратегию. «Мы прорабатывали сценарии, которые помогут туристам пересмотреть свои взгляды на Чечню, — рассказывает Ксения Наумова. — Точками роста могут стать активный отдых, гастрономический туризм: все рестораны в Чечне предлагают 100%-ный халяльный продукт. В RUSSPASS у нас пока всего четыре ознакомительных тура — от краткого двухдневного визита в Грозный до многодневного тура по горным районам Чечни со средневековыми башнями, горными реками и озерами. Рассчитываем, что они станут входной точкой для туристов, впервые открывающих для себя Чечню».

Средневековый башенный комплекс Никарой, Чечня
Средневековый башенный комплекс Никарой, Чечня·Фото предоставлено RussPass

Республика Татарстан развитием своего туристического потенциала занимается давно и довольно успешно. Регион принимал множество международных спортивных мероприятий: универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта, чемпионат мира по футболу. «Перед консультацией с RUSSPASS было ощущение: мы такие классные, все знаем, — признает Динара Хисматуллина, начальник отдел продвижения туристского продукта Госкомитета Татарстана по туризму. — Как оказалось, очень полезно посмотреть на свои успехи под другим углом и задуматься об изменениях там, где все, казалось бы, работает хорошо, но может работать еще лучше». В прошлом году в Татарстане провели масштабное исследование туристов, приезжающих в республику, и выяснили, что подавляющее их большинство — жители крупных российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга и т. д. Средний возраст — 35–44 года. То есть самая что ни на есть платежеспособная аудитория. «Соглашение с RUSSPASS — это возможность увеличить финансовые потоки за счет доходов от развития внутреннего туризма», — резюмирует глава комитета Сергей Иванов.

Помимо работы с региональными ведомствами, команда RUSSPASS помогает прокачивать креативные навыки отдельным туроператорам. От того, насколько точно они определят свои целевые аудитории и предложат привлекательные туристические продукты, зависит многое. «Мы основательно пересмотрели подход к формированию туристических программ, визуальному стилю, формату подачи информации», — говорит Марина Иванова, директор компании «РТК» (город Иваново). Тульский туроператор «Компас» уже запустил несколько различных туристических программ по универсальной форме, разработанной на воркшопе RUSSPASS. «Создавать свои туры и продавать их на платформе RUSSPASS в будущем сможет каждый туроператор, что, несомненно, положительно отразится на развитии внутреннего туризма», — уверена Олеся Карпеева, генеральный директор «Компаса». В офлайне ярких туристических продуктов вполне хватает, но найти их в онлайне трудно. Когда возникает возможность представить интересные идеи на одной платформе, неизбежно появится и множество новых прорывных проектов, не сомневается Денис Ивлев из Туристского центра Алтайского края.

Работа на будущее

Нижегородские власти поставили на 2021 год амбициозную цель: город должен стать одним из ключевых направлений внутреннего туризма. «В следующем году Нижнему Новгороду исполняется 800 лет. Это прекрасный шанс открыть современный Нижний, а вместе с ним и богатства традиционной русской культуры как жителям страны, так и международным туристам, — рассуждает Олег Беркович, заместитель председателя Правительства Нижегородской области, министр культуры Нижегородской области. — Сервис RUSSPASS функционирует на русском и английском языках, что для нас в преддверие 800-летия очень важно: мы готовимся встречать гостей со всего мира». Чтобы подготовиться к юбилею и рассказать жителям страны и иностранным туристам о богатых традициях города, было решено поэкспериментировать с новым контентом и форматами. Например, на RUSSPASS уже запустили проект «Усадьбы Нижегородской области», предлагающий десять онлайн-экскурсий. «У каждого объекта невероятная история, способная многое рассказать о нашем прошлом», — говорит Олег Беркович. Нижегородцы намерены сделать свой регион привлекательным для туристов не только на специальные события (такие, как, например, премия в области современного искусства «Инновация» или намеченная на 2021 год премия Кандинского), но и просто на выходные дни. А сервис RUSSPASS как раз позволяет быстро спланировать и организовать такое путешествие.

Алтайский край никогда не был обделен вниманием туристов. Каждый путешественник открывает для себя свой Алтай: для одних это место, где тайны и легенды вплетаются в реальность, где у каждого есть шанс покорить свою вершину, прикоснуться к памятникам древней цивилизации, для других — источник бодрости и здоровья, которые можно получить  в «лечебной мастерской» санаторно-курортного комплекса. Здесь создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и функционирует единственный за Уралом курорт федерального значения — Белокуриха. Тем не менее регион в числе первых подписал договор о сотрудничестве с RUSSPASS. «Уверен, что этот проект сделает Алтай более доступным, а впечатления от путешествий по алтайской земле навсегда останутся в сердце каждого туриста», — говорит Евгений Дешевых, начальник управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности.

В функционале RUSSPASS есть личный кабинет партнера, доступный для музеев, парков, туристических объектов и культурно-досуговых организаций. С помощью этого инструмента можно оперативно размещать предложения, интересные для туристов. Буквально в несколько кликов, как и в случае с выбором и оплатой этих предложений. Присоединиться к RUSSPASS столь же просто, как и пользоваться: достаточно выбрать соответствующий раздел, а затем нажать на кнопку «Стать партнером» и отправить заявку. Сейчас на платформе представлено более 500 направлений, туров и авторских маршрутов. И это только начало.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+