Столь быстрый прогресс напрямую связан с реализованными федеральными органами исполнительной власти, Правительством Москвы и Правительством Санкт-Петербурга реформами. Так, в 2018 году стартовал масштабный проект «Трансформация делового климата» (ТДК). По сути, это механизм оперативного реагирования власти на запросы бизнес-сообщества. Пакет инициатив формируется дважды в год при непосредственном участии бизнес-сообщества на всех этапах: от выявления проблем предпринимателей в конкретных отраслях до оценки качества работы органов власти.
Почувствовали ли сами предприниматели изменение делового климата?
«Иностранные коллеги в восторге»
Всемирный банк при составлении рейтинга Doing Business учитывает индикаторы по 10 темам, включая доступность кредитов, налогообложение, обеспечение исполнения контрактов, простоту регистрации предприятий и т.д. «В этих аспектах прогресс очевиден», — признает Олег Кивокурцев, со-основатель и директор по развитию российской компании «Промобот», крупнейшего производителя автономных человекоподобных роботов в Северной и Восточной Европе. Он уверен, что в России сегодня «очень хорошие условия для ведения бизнеса и одна из лучших в мире инфраструктур, созданных государством для бизнеса». У Кривокурцева для этого есть все основания. И не только потому, что его компания — резидент Сколково.
Пермская компания «Промобот», созданная тремя увлеченными роботехникой студентами Пермского политехнического университета, первое время разработкой роботов занималась в гараже. Получив льготный кредит под 7,5% годовых, «Промобот» построил производство на 2 000 кв. м. Сейчас, через четыре года после старта, несколько сотен андроидов из Перми работают на разных «должностях» — администраторами, промоутерами, консультантами, гидами, консьержами и т.д. — в 35 странах мира. Олег Кивокурцев признается, что достичь таких результатов самостоятельно, без господдержки, малым и средним компаниям практически нереально.
Причем, по его словам, важны не только льготные кредиты, но и бесплатные консультации по вопросам маркетинга и менеджмента, курирование в сфере права, которые проводят центры «Мой бизнес» и Российский экспортный центр (РЭЦ). «Как раз сейчас я разговариваю с вами из токийского поезда, в Токио мы на выставке, куда РЭЦ привезла «Промобот», — говорит Кивокурцев в телефонном интервью. В Японию, кстати, он съездил с пользой: предварительно договорился о поставках роботов в ближайшие два года на несколько сотен тысяч долларов.
По мнению Кивокурцева, налоговые превращаются из надзирательного органа скорее в наставника, который поясняет и помогает устранить проблемы. «Очевидно, что Минэкономразвития активно и с учетом здравого смысла совершенствует деловую среду, дорабатывает институты развития, — говорит предприниматель. — Я часто общаюсь со своими коллегами из разных стран, и когда рассказываю о том, насколько сейчас у нас упрощены условия для бизнеса, они в шоке. Многие приходят в полный восторг, например, от того, что можно открыть счет в банке, не выходя из дома. Если бы мы сейчас запускали стартап, все было бы проще и быстрее, поскольку вдвое больше инструментов для развития».
Наш ответ санкциям
Фермер Олег Сирота открыл свою знаменитую теперь на всю страну сыроварню «Русский пармезан» 7 августа 2015 года. Дата для него важна — он специально оговаривает на сайте, что сыроварня открыта «в годовщину принятия Россией ответных мер на западные санкции». Сейчас он выпускает уже 11 видов сыра, в том числе и пармезан. В этом году четыре из его сыров получили «бронзу» на чемпионате мира по сырам в Италии. Но быстро вырастить бизнес Сироте помогло не только импортозамещение. «Государственная политика перестраивается в сторону предпринимателя, — говорит Олег Сирота. — Появилось много инструментов, о которых раньше и мечтать не приходилось».
Во-первых, проще с финансированием. Кредиты до миллиона рублей, по его словам, в региональных фондах микрофинансирования можно получить всего за пару дней. Другой инструмент — гарантийный региональный фонд. «Для малого бизнеса всегда самой острой проблемой была нехватка залогов для гарантий по кредиту. Недавно мы брали кредит на оборотные средства — половину гарантий предоставил фонд. Это огромная поддержка для малых и средних предприятий», — рассказывает глава «Русского пармезана».
Недавно «Русский пармезан» получил кредит Россельхозбанка под 3% на 115 млн рублей, прогарантированный на 70% «Корпорацией МСП», при этом срок согласования составил всего пять дней. Сирота приводит для сравнения предложение коммерческого банка: в 2015 году ему предлагали кредит под 23% годовых, что для строительства коровника было неприемлемо.
По словам основателя «Русского пармезана», очень важно для предпринимателей из сектора МСП, что их грамотно консультируют и помогают с оформлением документов в центрах «Мой бизнес» и Центрах компетенции в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров (аналог «Моего бизнеса» в агросекторе).
Олег Сирота полагает, что помимо появления конкретных инструментов, важно то, как круто меняется имидж бизнеса в стране: «Благодаря усилиям Минэкономразвития изменилось отношение общества к предпринимателям — из «спекулянтов», как нас называли много лет подряд, мы превратились в «экономический локомотив страны». Для бизнеса эти репутационные перемены, произошедшие в том числе благодаря учреждаемым государством премиям, наградам, рассказам в СМИ, — очень значимы».
Цифровой драйвер
Барно Турсунова, со-основатель сети умных автосервисов «Вилгуд», около 20 лет назад приехала с семьей в Россию из Узбекистана. Первый убыточный СТО супруги купили в 2011 году, сейчас в сети уже более 100 сервисов, а на 2023 год запланировано открытие тысячного автосервиса. Условия для ведения бизнеса, как считает Барно Турсунова, сейчас гораздо благоприятнее, чем несколько лет назад.
«Когда мы создавали свой первый бизнес, компанию «Евродизайн», оформление всех документов занимало целую вечность, — рассказывает Барно Турсунова. — С «Вилгуд» в 2012 году дело уже шло быстрее, однако по-прежнему не так быстро, как хотелось. Сегодня наши франчайзи — те, кто только решил заняться авторемонтным бизнесом, — оформляют все необходимые документы быстро и частично в электронном виде. В комплексе с отработанными бизнес-процессами внутри франшизы это позволяет сократить время запуска новых точек до полутора месяцев».
По ее словам, те, кто начинают сейчас, должны чувствовать себя увереннее. На старте большое значение играет информационная поддержка — какие документы подавать, как долго их будут обрабатывать и другие вопросы. Сейчас с этим почти нет проблем — каждый госорган имеет свой понятный сайт с четкими инструкциями и возможностями подачи документов в электронном виде. То, что в личном кабинете налогоплательщика доступна вся необходимая предпринимателю информация и можно оплачивать налоги и сборы в электронном виде, значительно упрощает ведение бизнеса.