О своем бизнесе мечтают многие, но не все на этот шаг решаются. В ближайшие пять лет 14% россиян готовы начать свой бизнес, а в ближайшие десять лет — 23%. Таковы данные опроса аналитического центра НАФИ. Вообще же на вопрос о желании открыть свое дело отвечают утвердительно 35% респондентов, и 57% из них люди совсем молодые, от 18 до 30 лет. По данным ФНС, в первом полугодии 2019 года число субъектов МСП практически выросло на 3,1% и составило 6,2 млн, больше половины — индивидуальные предприниматели. Сейчас в этом секторе экономики занято более 19 млн человек. Стимулов для желающих начать свое дело с каждым годом становится все больше. Одна из действенных мер поддержки — открытие центров «Мой бизнес», где можно получить консультации в режиме «единого окна».
Свой бизнес за 20 минут
Журналистка Виктория Карпанова из Иванова долго вынашивала идею открытия собственного бизнеса. Она тщетно пыталась найти в своем городе развивающие занятия для сына. В итоге, будучи в декрете, получила образование Монтессори-педагога в Международном институте Монтессори-педагогики в Москве и решила открыть клуб, работающий по этой системе. К слову, открыть свое дело хотят 40% женщин в декрете, опрошенных в рамках анкетирования НАФИ.
О существовании центров «Мой бизнес» Виктория узнала, придя на День предпринимателя. А через 2,5 (!) недели уже открыла свой клуб. Рекордные сроки для российского бизнеса. «За пять дней на занятиях «Азбуки предпринимателя», которая действует в центре «Мой бизнес», меня научили, как составлять бизнес-план, на что обращать внимание в первую очередь, как просчитывать результативность. Я узнала о таких нюансах, которые мне, гуманитарию, и в голову бы не пришли», — рассказывает Виктория Карпанова.
По ее словам, на тренинге собираются люди с разным бэкграундом, дополняя друг друга своими знаниями и опытом. Виктории повезло — ее бизнес-план стал примером для отработки, люди разных специальностей корректировали и оптимизировали его, обсуждали возможные ошибки, а профессиональный куратор давал свое заключение. К окончанию занятий у предпринимательницы был готовый бизнес-план. «Он оказался очень близок к правде, как я могу сейчас констатировать», — говорит Виктория Карпанова, теперь уже владелица семейного клуба «Гнездышко», работающего с июня 2019 года.
По ее словам, спустя 20 минут после посещения центра «Мой бизнес» она вышла на улицу индивидуальным предпринимателем: «Мне помогли составить заявления о создании ИП, упрощенном налогообложении, электронной подписи, установить на iPhone приложение для контакта с налоговой и прочее. У подруги, которая создавала в другом регионе подобный клуб, на все это ушло около месяца беготни».
Уже создав самостоятельно сайт клуба, Виктория узнала, что и в этом могла бы получить помощь. Клуб успешно работает уже несколько месяцев, но его владелица по-прежнему тесно общается с центром «Мой бизнес». Сейчас она участвует в региональном конкурсе, о котором ей сообщили сотрудники центра. В случае успеха рассчитывает на получение гранта. Использовать грант можно на аренду помещения, покупку оборудования или обучение персонала. Виктория считает последний пункт самым важным и хочет получить поддержку на обучение потенциальных педагогов для расширения бизнеса.
В одном окне
Запуск региональных центров «Мой бизнес» стал первым шагом поддержки индивидуальных предпринимателей в рамках национального проекта, который Минэкономразвития запустил в этом году. Ведь главные проблемы на старте ИП — низкий уровень информированности и непонимание, с чего начать. Новый государственный сервис работает по принципу «единого окна», то есть все виды услуг для создания и успешной деятельности малого и среднего бизнеса (консультации, помощь в открытии фирмы, ее продвижении, получении кредитов и другой формы господдержки, образование и т. д.) человек получает, обратившись в центр.
Уже сейчас действуют 49 центров «Мой бизнес», до конца 2019 года, по планам Минэкономразвития РФ, будут работать 84 центра. А в ближайшие пять лет предполагается, что такие центры будут во всех регионах. По словам министра экономического развития РФ Максима Орешкина, в таких центрах будут предоставляться государственные и муниципальные услуги, услуги организаций инфраструктуры поддержки МСП, а также иных организаций.
«Одна из главных задач в рамках нацпроектов — повышение информированности населения о мерах господдержки, — отмечает Максим Орешкин. — Предприниматели должны знать, что они могут получить помощь на всех этапах ведения бизнеса: от появления идеи о создании компании до получения ресурсов на ее открытие и масштабирование. Это позволит выстроить эффективную вертикальную коммуникацию в регионе».
Прорывной промоушен
Центры «Мой бизнес» действительно помогают на разных этапах. В том числе уже действующим предприятиям, перед которыми стоит задача масштабировать бизнес. Для многих из них, например, неподъемными являются затраты на продвижение.
Тверской компании «Инноформа», которая производит инновационные С3-ступени для уличных лестниц (так называемые нескользкие лестницы), поддержка центра помогла принять участие в Международной строительной выставке в Праге For Arch. По итогам компания получила много заказов, а Европейское патентное ведомство приняло решение о регистрации нового эргономичного облицовочного элемента лестниц в качестве изобретения.
По словам представителя тверского центра «Мой бизнес» Клавдии Голубцовой, местным предпринимателям доступно расписание крупных отраслевых выставок, поездки на которые организует центр. Для трех и более компаний оформляется «коллективный стенд» — из бюджета оплачивают аренду выставочных площадей, а при необходимости и их застройку, монтаж, дизайн, транспортировку оборудования и таможенные расходы, печать рекламных брошюр. Все это входит в компетенцию «Моего бизнеса» и финансируется из средств бюджета. В случае индивидуального участия компании в выставке центр делит расходы: большую часть покрывает бюджет, меньшую — компания-участник.
Помимо выставок, для продвижения местного бизнеса используются все современные каналы рекламы и PR (центр помогает в подготовке и оплате рекламы). Активная работа центра «Мой бизнес» в Твери началась в мае. С этого времени здесь регулярно проходят образовательные семинары и форумы, самый крупный из которых собрал более 1500 человек. Центр организует встречи в иностранных торгпредствах, площадки для общения иностранных и российских бизнесменов, объединяет усилия с клубами предпринимателей для нетворкинга.
Где деньги
Куда идти за деньгами — еще один важный для предпринимателей вопрос, ответ на который помогают найти в центрах «Мой бизнес».
На базе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) открылись сразу два центра «Мой бизнес» — в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Во-первых, центры помогают предпринимателям в процедуре получения займа по собственной программе фонда, от оформления заявки до подписания договора на всех этапах программы кредитования — речь идет о займах до 5 млн рублей. Во-вторых, «Мой бизнес» помогает пройти процедуры льготного лизинга оборудования — сотрудники центра помогают с формированием заявки и далее отправляют ее в региональные лизинговые компании.
Кроме того, центры ориентируют бизнесмена в условиях банковского кредитования, выясняют его потребности и возможности. При нехватке обеспечения по коммерческим кредитам областной фонд может стать поручителем за предпринимателей на сумму до 50 млн рублей, при этом сумма кредита не ограничена. Также в центрах консультируют по Программе льготного кредитования «8,5», разработанной Минэкономразвития. По ней через банки-партнеры бизнес получает до 2 млрд рублей по фиксированной ставке до 8,5% годовых на срок до 10 лет. В качестве поручителя по этой программе также может выступить СОФПП.
Есть еще две программы, созданные на базе СОФПП и доступные через «Мой бизнес», — упаковка и продвижение франшизы (фонд финансирует весь этот процесс) и популяризация продукции и услуг предпринимателя (фонд за бизнесмена оплачивает расходы на информационную кампанию профильному рекламному агентству), прокомментировал Валерий Пиличев, исполняющий обязанности директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.
В результате реализации нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Минэкономразвития планирует увеличить количество занятых в МСБ и добавить как минимум 6 млн рабочих мест в этом секторе, увеличив его долю в ВВП до 32,5%. И центры «Мой бизнес» должны сыграть в достижении этой цели одну из главных ролей.