Сервис потокового аудио Spotify был запущен в Швеции в 2008 году, быстро набрал популярность в Европе и в 2011 году успешно вышел на американский рынок. Сейчас ежемесячное число активных пользователей приложения в мире превышает 217 млн, из которых около 100 млн — владельцы платных аккаунтов. В библиотеке Spotify представлено более 50 млн аудиозаписей и около 3 млрд плей-листов. Именно функция плей-листа стала визитной карточкой сервиса: она позволяет исполнителям, лейблам, музыкальным экспертам и самим пользователям составлять списки любимых треков по жанрам, настроениям и событиям. Несмотря на убыточность вплоть до конца 2018 года (следствие больших расходов на авторские отчисления), Spotify является крупнейшим игроком на глобальной рынке, принесшим более $10 млрд дохода исполнителям и правообладателям.
За последние годы стриминг стал самым быстрорастущим сегментом и основным драйвером развития мировой музыкальной индустрии.
«В нашей стране у людей постепенно меняется отношение к пиратству, они стали понимать, что за все нужно платить. Особенно за качественное и удобное воспроизведение музыки, без лишних забот, — считает Павел Мипов, музыкальный продюсер из творческого объединения Dead Dynasty, известный под псевдонимом Meep. — Наконец-то закончился период, когда люди слушали в основном пиратские аудиозаписи». По мнению продюсера, этот тренд во многом связан с развитием стримингового рынка в России, открывшего российским пользователям доступ к качественному контенту, а независимым артистам и небольшим лейблам — новые способы монетизировать свое творчество.
Российский музыкальный рынок действительно сильно поменялся: активно работают и развиваются отечественные и западные стриминговые сервисы, плееры все чаще выходят в связке с другими продуктами. Так, у социальной сети «ВКонтакте» появился сервис прослушивания музыки по подписке Boom, у «Яндекса» — «Яндекс.Музыка», и даже у операторов сотовой связи есть свои музыкальные приложения, к примеру МТС предлагает музыкальную подписку с бесплатным трафиком для абонентов. С учетом этого, как считает председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев, переворота, вследствие запуска Spotify, не произойдет.
«Если бы сервис запустился в России года три-четыре назад, то он бы мог захватить лидирующие позиции, так как других таких предложений просто не было, — объясняет Дмитриев. — Сейчас же в Spotify, очевидно, не до конца понимают свою стратегию развития на нашем рынке, о чем свидетельствует такая задержка с выходом. К тому же теперь у сервиса появились сильные конкуренты, которые уже успешно и устойчиво работают, у них есть договоренности с правообладателями, сформировавшаяся аудитория, а также дополнительные услуги, которые позволяют эту аудиторию монетизировать. Spotify будет вынужден искать способы переманить пользователей: возможно, за счет ценовой политики, рекомендательных решений и т. д.». С этим мнением согласна гендиректор музыкального сервиса FONMIX Валерия Брусникина: «Рынок музыкальных сервисов в России достаточно устоявшийся, и новому игроку придется потратить большой бюджет на рекламу и сделать упор на низкую цену подписки, чтобы конкурировать с имеющимися альтернативами».
«У российских сервисов есть существенное преимущество: мы дольше работаем на рынке, лучше знаем и подстраиваемся под российского пользователя, — подтверждает Вера Горбуленко, директор по маркетингу «Объединенного Медиа Агентства» (работает с BOOM, «ВКонтакте», «Одноклассники»). — Еще один плюс — это локальные команды, которые отлично понимают нашу специфику и менталитет, адекватно оценивают уровень популярности того или иного артиста, группы. С этим учетом мы формируем витрины и рекомендации. В случае с нашими сервисами бонусом является и то, что они — часть социальных сетей с огромной аудиторией». Гендиректор музыкального издательства «Монолит» Олег Некрасов отмечает, что лидирующую позицию в мире Spotify занял во многом благодаря успешному внедрению технологий искусственного интеллекта, позволяющих точно подбирать треки под музыкальные пристрастия пользователей. «Однако Spotify не принесет с собой новой музыки и по контенту будет дублировать отечественные аналоги, так как агрегаторами выступят те же крупные игроки российского рынка и мейджоры», — полагает он.
А что думают пользователи? По словам руководителя по развитию бизнеса Muzzy.ru и абонента Spotify с многолетним стажем Иннокентия Маскилейсона, у шведского приложения есть несколько весомых преимуществ перед конкурентами: «Раньше я, как и многие, предпочитал качать музыку с торрентов. Но это, конечно, было нелегально и отнимало много времени на поиск нужных композиций, необычных жанров. Когда я впервые решил попробовать платный сервис по подписке, то выбрал Spotify, так как на нашем рынке тогда еще не было достойных альтернатив. Сервис отлично себя показал: он позволяет быстро находить контент, идеально подстраивается под мои вкусы, предлагает новые интересные композиции российских и зарубежных исполнителей».
Мнения экспертов совпадают в том, что развитие рынка высокотехнологичных сервисов — дистрибьюторов музыки кардинально меняет отношение пользователей к потреблению контента. Прозрачность схемы распределения вознаграждений, высокое качество звука, удобный интерфейс и умный алгоритм поиска делают стриминг эффективной альтернативой пиратству. Как замечает Маскилейсон, «неприлично обкрадывать исполнителей, когда есть простое, удобное и легальное решение. Чем больше кого-то слушают, тем больше его доход. Вот такая прозрачная и простая экономика, ставшая возможной благодаря стриминговым сервисам».
Получится ли у Spotify занять свою нишу в России или нет, покажет время. Но нет оснований сомневаться в том, что российский стриминговый рынок уверенно развивается и готов к добросовестной конкуренции.