К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
IPQuorum

Сила потока: удастся ли Spotify занять нишу на российском стриминговом рынке?

Сила потока: удастся ли Spotify занять нишу на российском стриминговом рынке?
До конца года в России должен запуститься долгожданный музыкальный сервис Spotify. О их намерениях стало известно в 2014 году, старт по разным причинам неоднократно откладывался, но минувшим летом по Рунету разошлись фотоснимки русскоязычного сайта Spotify и стала известна вероятная цена подписки. Хотя Spotify отказывается от комментариев, СМИ предполагают, что запуск возможен в ноябре-декабре. Готов ли российский рынок к приходу сервиса и как на него отреагируют конкуренты?

Сервис потокового аудио Spotify был запущен в Швеции в 2008 году, быстро набрал популярность в Европе и в 2011 году успешно вышел на американский рынок. Сейчас ежемесячное число активных пользователей приложения в мире превышает 217 млн, из которых около 100 млн — владельцы платных аккаунтов. В библиотеке Spotify представлено более 50 млн аудиозаписей и около 3 млрд плей-листов. Именно функция плей-листа стала визитной карточкой сервиса: она позволяет исполнителям, лейблам, музыкальным экспертам и самим пользователям составлять списки любимых треков по жанрам, настроениям и событиям. Несмотря на убыточность вплоть до конца 2018 года (следствие больших расходов на авторские отчисления), Spotify является крупнейшим игроком на глобальной рынке, принесшим более $10 млрд дохода исполнителям и правообладателям.

За последние годы стриминг стал самым быстрорастущим сегментом и основным драйвером развития мировой музыкальной индустрии.

По оценкам экспертов J’son & Partners Consulting, в России за 2018 год выручка от продажи цифровой музыки составила $55,6 млн — почти в cемь раз больше, чем в 2010 году.

«В нашей стране у людей постепенно меняется отношение к пиратству, они стали понимать, что за все нужно платить. Особенно за качественное и удобное воспроизведение музыки, без лишних забот, — считает Павел Мипов, музыкальный продюсер из творческого объединения Dead Dynasty, известный под псевдонимом Meep. — Наконец-то закончился период, когда люди слушали в основном пиратские аудиозаписи». По мнению продюсера, этот тренд во многом связан с развитием стримингового рынка в России, открывшего российским пользователям доступ к качественному контенту, а независимым артистам и небольшим лейблам — новые способы монетизировать свое творчество.

Российский музыкальный рынок действительно сильно поменялся: активно работают и развиваются отечественные и западные стриминговые сервисы, плееры все чаще выходят в связке с другими продуктами. Так, у социальной сети «ВКонтакте» появился сервис прослушивания музыки по подписке Boom, у «Яндекса» — «Яндекс.Музыка», и даже у операторов сотовой связи есть свои музыкальные приложения, к примеру МТС предлагает музыкальную подписку с бесплатным трафиком для абонентов. С учетом этого, как считает председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев, переворота, вследствие запуска Spotify, не произойдет.

«Если бы сервис запустился в России года три-четыре назад, то он бы мог захватить лидирующие позиции, так как других таких предложений просто не было, — объясняет Дмитриев. — Сейчас же в Spotify, очевидно, не до конца понимают свою стратегию развития на нашем рынке, о чем свидетельствует такая задержка с выходом. К тому же теперь у сервиса появились сильные конкуренты, которые уже успешно и устойчиво работают, у них есть договоренности с правообладателями, сформировавшаяся аудитория, а также дополнительные услуги, которые позволяют эту аудиторию монетизировать. Spotify будет вынужден искать способы переманить пользователей: возможно, за счет ценовой политики, рекомендательных решений и т. д.». С этим мнением согласна гендиректор музыкального сервиса FONMIX Валерия Брусникина: «Рынок музыкальных сервисов в России достаточно устоявшийся, и новому игроку придется потратить большой бюджет на рекламу и сделать упор на низкую цену подписки, чтобы конкурировать с имеющимися альтернативами».

Лидирующую позицию в мире Spotify занял во многом благодаря успешному внедрению технологий искусственного интеллекта, позволяющих точно подбирать треки под музыкальные пристрастия пользователей.

«У российских сервисов есть существенное преимущество: мы дольше работаем на рынке, лучше знаем и подстраиваемся под российского пользователя, — подтверждает Вера Горбуленко, директор по маркетингу «Объединенного Медиа Агентства» (работает с BOOM, «ВКонтакте», «Одноклассники»). — Еще один плюс — это локальные команды, которые отлично понимают нашу специфику и менталитет, адекватно оценивают уровень популярности того или иного артиста, группы. С этим учетом мы формируем витрины и рекомендации. В случае с нашими сервисами бонусом является и то, что они — часть социальных сетей с огромной аудиторией». Гендиректор музыкального издательства «Монолит» Олег Некрасов отмечает, что лидирующую позицию в мире Spotify занял во многом благодаря успешному внедрению технологий искусственного интеллекта, позволяющих точно подбирать треки под музыкальные пристрастия пользователей. «Однако Spotify не принесет с собой новой музыки и по контенту будет дублировать отечественные аналоги, так как агрегаторами выступят те же крупные игроки российского рынка и мейджоры», — полагает он.

А что думают пользователи? По словам руководителя по развитию бизнеса Muzzy.ru и абонента Spotify с многолетним стажем Иннокентия Маскилейсона, у шведского приложения есть несколько весомых преимуществ перед конкурентами: «Раньше я, как и многие, предпочитал качать музыку с торрентов. Но это, конечно, было нелегально и отнимало много времени на поиск нужных композиций, необычных жанров. Когда я впервые решил попробовать платный сервис по подписке, то выбрал Spotify, так как на нашем рынке тогда еще не было достойных альтернатив. Сервис отлично себя показал: он позволяет быстро находить контент, идеально подстраивается под мои вкусы, предлагает новые интересные композиции российских и зарубежных исполнителей».

Мнения экспертов совпадают в том, что развитие рынка высокотехнологичных сервисов — дистрибьюторов музыки кардинально меняет отношение пользователей к потреблению контента. Прозрачность схемы распределения вознаграждений, высокое качество звука, удобный интерфейс и умный алгоритм поиска делают стриминг эффективной альтернативой пиратству. Как замечает Маскилейсон, «неприлично обкрадывать исполнителей, когда есть простое, удобное и легальное решение. Чем больше кого-то слушают, тем больше его доход. Вот такая прозрачная и простая экономика, ставшая возможной благодаря стриминговым сервисам».

Чем больше доступных цифровых решений для легального доступа к контенту, тем лучше для музыкального рынка в целом.

Получится ли у Spotify занять свою нишу в России или нет, покажет время. Но нет оснований сомневаться в том, что российский стриминговый рынок уверенно развивается и готов к добросовестной конкуренции.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+