Актуальность темы образовательных технологий побудила организаторов IPQuorum 2021: Tech for Content* уделить ей особое внимание. Вместе с представителями холдинга «Газпром-Медиа», официального партнера форума, они провели специальную сессию «EdTech контент: образование не выходя из виртуальной реальности».
Контент vs методология
EdTech чаще всего связывают с онлайн-образованием, но это более широкое понятие, объединяющее все существующие технологии — от интерактивных досок до шлемов и очков виртуальной или дополненной реальности. И все это применяется в образовании, рынок которого растет, по словам руководителя проектов блока цифровой трансформации «Газпром-Медиа Холдинг» Анны Бохмат, невероятно быстрыми темпами: если в 2019 году он был оценен в $6,1 трлн (около 396 трлн руб.), то к 2030 году ожидается отметка в $10 трлн. Речь не только об объемах, но и о качественных изменениях на рынке. Например, в использовании VR/AR*. По словам Бохмат, 97% студентов признались, что с большим удовольствием посещали бы занятия с применением таких технологий.
Но вот что интересно: специалисты, разрабатывающие контент для VR, довольно сдержанно оценивают будущий спрос на виртуальную реальность. «Это отдельное направление, которое не вытеснит иные способы обучения хотя бы потому, что это все еще дорого. С уменьшением стоимости VR-девайсов ареал их использования, безусловно, расширится, но не настолько, как о том говорят», — убежден директор по развитию VR/AR-направления компании «Ланит-Интеграция» Денис Тимохин. А все потому, что VR-система применима не везде. Что-то она способна сделать так, как ни один другой инструмент: например, погрузить пользователя в мир картины и помочь не только увидеть, но и прочувствовать. Плюсом этой технологии является и то, что человеку в шлеме куда труднее отвлечься, чем студенту за компьютером.
Кстати, изначально VR использовалась в обучении техническим и ремесленным профессиям. Сейчас к разработчикам такого контента стали обращаться преподаватели, желающие «виртуализировать методологию». По словам Тимохина, задача нелегкая, но захватывающая. Один из недавних кейсов, его вдохновивших, связан с выполнением заказа американца, желающего использовать VR для обучения детей. С помощью шлема виртуальной реальности ученики попадали в комнату, где отвечали на вопросы, выбирая фигурку животного и перевоплощаясь в него. «Такая ролевая игра не только приводила к пониманию ребенком проблемы или задачи, но и помогала сформировать вывод, который сохранялся в виде видеофайла, так что следующая группа ребят могла с ним ознакомиться и тоже чему-то научиться, — пояснил Тимохин. — В мире взрослых по этим же лекалам можно было бы построить обучение техникам продаж или переговоров».
По его мнению, технология VR продолжает совершенствоваться, и уже совсем скоро станет возможным формировать настоящие виртуальные классы, где студенты или школьники будут выглядеть как в жизни благодаря новейшим технологиям распознавания лиц. Но не так важны технические возможности ближайшего будущего, как методы преподавания. Контент в обучающих программах чем дальше, тем больше уступает в значении методологии.
Гибкая траектория
Опыт некоторых участников рынка EdTech показывает, что наибольший КПД в обучении достигается в процессе командного творчества. Управляющий партнер компании «Смыслотека» Сергей Гевлич поделился кейсом. В Санкт-Петербурге в одной из самых обычных школ, но с преподавателями-энтузиастами, уроки были сдвоены так, чтобы на первом дети писали сценарий будущего видеоролика, а на втором воплощали задумку, работая в команде. Эффект, по словам Гевлича, потрясающий: дети забывали о переменах, в работу включались ученики из других классов. При этом навыки, которые за столь короткий период времени осваивают школьники, одни из самых нужных: анализ информации, выделение главной проблемы, построение композиции. Формат сотворчества, по словам Гевлича, работает и на более взрослых аудиториях — ведь в онлайне, в том же Zoom, можно «расходиться» по «комнатам».
«Это один из новых трендов — спрос на гибкую образовательную траекторию, — убежден Роман Рабинович, эксперт программы «Бизнес-мышление в цифровой действительности» НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга, основатель Neuromap.tech и платформы Teal.One. — Я надеюсь, что на стыке образования и технологий появится некая новая методология, что-то наподобие того, что делают «Шанинка» или Британская высшая школа дизайна. Пора поменять ставку — с контента на методологию преподавания». Teal.One, по его словам, успешно практикует blended learning (смешанный формат обучения) — онлайн и офлайн единовременно. Например, в «СИБУРЕ» обучение в онлайн-формате проходит в специальной аудитории, куда сотрудники приходят смотреть ролики и читать тексты. При этом они легко могли бы сделать это и на экране своего смартфона или компьютера, но предпочитают находиться в коллективе с тьютором. Рабинович не скрывает: он верит в то, «что онлайн спасет офлайн, и мы должны разменять новые технологии на что-то большее, чем просто деньги, но при этом важно не потерять старый педагогический метод».
Требования реальности
Локомотивом для нового образования могут стать корпорации. Хотя бы потому, что они как никто заинтересованы в конечном продукте — в приобретении компетентного специалиста. Между тем большинство образовательных программ на рынке ориентируются на вкусы потребителя, который не всегда четко осознает, что ему потребуется в ближайшем будущем. Но корпорации готовы рискнуть и инвестировать в еще несуществующие профессии. И могут себе это позволить. Именно корпорации порождают сегодня спрос на новые специальности, на новые инструменты и методы обучения.
«Корпорации действительно готовят грамотных «ремесленников» в самом хорошем смысле слова, но это не про высшее образование, не про «подумать», не про смыслы или исследования. Но в том и заслуга EdTech, что они позволяют уменьшить число университетов, увеличив число колледжей», — комментирует директор образовательных программ благотворительного фонда «Система» Юлия Селикова. Она призналась, что считает прошлогодний тотальный уход образования в онлайн благом: «Многие с такой оценкой не согласились бы, но Россия, если хочет сохранить всеобщее бесплатное образование, вынуждена будет рано или поздно перейти на китайскую модель, когда есть «базовая» школа с преподавателями самой высокой категории, а в регионах обучение идет онлайн и тьюторы помогают разбираться с вопросами». По ее мнению, китайская модель неизбежна хотя бы потому, что образование уже сейчас — дорогое удовольствие, а всеобщее образование — очень дорогая история для любого государства. Только онлайн позволит сохранить доступ максимальному числу людей к образованию, хотя, конечно, качество последнего не будет высоким — как и все, что в этом мире массовое. Зато онлайн позволит сделать образовательный процесс доступнее и сэкономить время, например на дороге к месту учебы.
Единственное, что, по мнению Селиковой, онлайн-формат не в состоянии решить, — это проблему мотивации. Уже очевидно, что интернет-формат обучения развивается по иной модели, нежели традиционная, твердящая, что учиться надо, «потому что надо». Между тем образование смещается в сторону осознанного принятия человеком необходимости обучения на протяжении всей жизни. Правда, смещение это происходит медленно, но в любом случае даже новейшие технологии не способствуют пока появлению новой мотивации. Есть исследования, что VR/AR стимулируют к образованию, что дети и взрослые, будучи погруженными в виртуальную среду, лучше мотивированы, лучше усваивают материал, но это явление пока не носит массового характера, и явно не стоит преувеличивать эффективность новых методов и инструментов. В образовании без офлайна не обойтись: многие специальности требуют отработок знаний и навыков, полученных в онлайн-формате, в реальной жизни.
* VR (англ. virtual reality) — виртуальная реальность
* AR (англ. augmented reality) — дополненная реальность
* Возрастное ограничение 16+