Список 100 Most Creative Russians — результат исследования, которое длилось несколько месяцев, — был впервые представлен на сессии «Потенциал креативных индустрий для России будущего» в рамках форума «Сильные идеи для нового времени» в ноябре 2020 года. В число ведущих представителей сектора креативных индустрий страны вошли музыкальный коллектив Little Big, режиссер Андрей Звягинцев, сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож, дизайнер Артемий Лебедев, журналист и видеоблогер Юрий Дудь и другие.
«Топ-100 креативных лидеров России» (100 Most Creative Russians) — некоммерческий проект профессионального сообщества Creative Russia Network, созданного по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Ассоциации IPChain. Экспертным партнером исследования выступил университет креативных индустрий Universal University, консультантом — Фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики». Партнер проекта — Союз креативных кластеров.
Цель исследования — показать, что Россия может стать источником конкурентоспособных творческих продуктов и услуг. В нашей стране есть предпосылки для развития креативных индустрий как полноценного сектора экономики. В основу проекта легли результаты опроса представителей 11 сфер креативного сектора — рекламы и маркетинга, кино, видео и фотографии, телевидения и радио, музыки, архитектуры, дизайна, издательского дела, компьютерных игр и разных видов искусства. Более 300 лидеров мнений и профильных экспертов предлагали своих кандидатов, итоговое количество которых составило около 3000 человек. Выбранные из них топ-100 — люди и творческие команды, внесшие значительный вклад в развитие креативных индустрий России за последние годы. Ознакомиться с полным списком креативных лидеров можно на официальном сайте: https://100mcr.com/
Структуризация талантов
Спрос на талантливых людей и их услуги сейчас как никогда высок. Но при этом рынка креативных индустрий как такового, с четкими границами и правилами, в России еще не сформировалось. «Все сферы — от кино до моды и музеев — абсолютно самостоятельны и живут по своим сложившимся правилам. Это становится барьером при обсуждении ключевых инициатив, направленных на развитие всего сектора и требующих поддержки различных игроков рынка. Первым шагом к консолидации стало наше исследование», — объясняет Игорь Намаконов, куратор проекта 100 Most Creative Russians, исполнительный директор Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.
Это особенно важно в текущей экономической ситуации, когда творческим индустриям как никогда нужна поддержка извне. «До недавнего времени ни государство, ни крупный бизнес не видели участников креативных индустрий — во многом из-за их географической разобщенности. Мы чаще всего знаем о единичных случаях, когда людям удавалось привлечь к себе внимание при помощи грамотного маркетинга. Проект же позволит поменять эту тенденцию, расширить охват и повысить интерес общества к креативному сектору. Пока в списке 100 талантливых деятелей, что уже неплохо, но что такое 100 человек в масштабах страны? Будет здорово, если их станет еще больше. Такие инициативы сейчас важны как никогда для популяризации и раскрытия творческого потенциала страны», — отмечает президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.
По его словам, следующим шагом должно стать открытие портала, который бы позволил наладить коммуникацию между различными креативными индустриями, бизнесом и государством. В ближайших планах — создание Федерации креативных индустрий.
Экономика талантов
Вопрос о том, что представляет собой рынок креативных индустрий и можно ли его выделить как отдельный сектор экономики, по-прежнему вызывает дискуссии. По мнению основателя Института развития индустрии моды Beinоpen Алексея Баженова, креативные индустрии нельзя выделять в отдельную отрасль, оторванную от производства и науки: «Мир становится гибридным, реальность переплетается с киберпространством, и творцы так или иначе интегрированы во все отрасли — от ИТ до дизайна и общепита. Поэтому для креативных индустрий не нужно создавать отдельные рейтинги или системы, а нужно стимулировать их интеграцию в производство и науку».
Однако очевидно, что у разных креативных индустрий одни и те же проблемы, которые пандемия только обострила: существующие налоговые режимы, не учитывающие специфики интеллектуального бизнеса сложности получения государственной поддержки для продуктов, находящихся на стыке отраслей, творчества и технологий, недостаток инфраструктуры в регионах недоступность финансирования, так как венчурный капитал реально привлечь только для технологической составляющей креативного предпринимательства. Актуальны для всех слабая защита интеллектуальной собственности и недостаточное внимание к отраслевым проблемам на государственном уровне.
Между тем снятие этих барьеров могло бы внести существенный вклад в экономику. По оценке Центра компетенций АСИ, вклад креативных индустрий в ВВП России составляет 4,37%. В развитых странах — 8–12%.
«В Москве доля креативного бизнеса 6,3% — это больше, чем в Гонконге. Более того, темпы развития креативных индустрий значительно выше, чем у других отраслей: даже во время пандемии этот рынок вырос на 14%», — говорит Игорь Намаконов. Не стоит забывать и об экспортном потенциале. Мировая капитализация креативных индустрий достигает $3,6 трлн долларов.
По мнению Андрея Кричевского, системному развитию креативной экономики в России все еще мешает совокупность проблем, решение которых требует консолидации индустрий. «В первую очередь необходимо, чтобы участников креативных индустрий видели и слышали. Государству нужен партнер, который сможет от имени креативной индустрии выражать мнения и запросы. В ближайшее время по итогам всех обсуждений и консультаций, в том числе с ФГБУ «Роскультцентр», будет создана Федерация креативных индустрий. Туда войдут объединения, которые представляют творческих людей и предпринимательство, а также те, кто развивает инфраструктуру, занимается распространением знаний, развитием производства, инвестициями и управлением интеллектуальной собственностью», — говорит Андрей Кричевский.
Федерация креативных индустрий призвана выполнять ряд важных функций: быть «стоп-краном» или «тревожной кнопкой» для защиты от решений власти, способных повредить чувствительному сегменту бизнеса; реализовывать общие программы на стыке отраслей, встроенные в региональные и ведомственные проекты; способствовать притоку в творческую экономику инвестиций — грантовых, венчурных средств, сформировать частно-государственную программу поддержки креативных индустрий на период с 2021 по 2025 годы.
В 2021 году планируется создать круглосуточный национальный call-центр, приложение, чат-бот по бесплатному консультированию представителей креативного предпринимательства в правовых и организационных вопросах. Также в планах масштабное мероприятие — Creative Russia Quorum, где на одной площадке встретятся представители бизнеса, власти и креативных индустрий.
Алиса Прудникова, руководитель стратегических проектов Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства, отмечает, что важно искать подходящие форматы для межотраслевого взаимодействия и находить общие KPI в партнерстве с бизнесом. «Пришло время солидарности. Мы не можем жить, как раньше, — нужно искать новые коллаборации. В этом мы как креативные лидеры можем помочь. Мы не просто классные творческие ребята: наработанные нами механизмы и критерии работы помогут объединить интересы промышленников, индустриальных игроков и художников», — говорит эксперт.