К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
IPQuorum

Окно в космос: как стартапу войти в госкорпорацию

Фото Shutterstock
Фото Shutterstock
Все в курсе успехов Илона Маска и его пилотируемого корабля Crew Dragon. Инновации в космической отрасли в России в соцсетях обсуждают реже. Но они есть, и их будет больше. В начале 2020 года НПО «Энергомаш» совместно с фондом «Сколково» запустили бизнес-акселератор, который поможет ускорить внедрение передовых разработок на космических предприятиях.

Стратегически важные отрасли промышленности не менее других нуждаются в новых технологических решениях извне. Но в отличие от разработок собственных инновационных центров внедрять технологии от молодых компаний всегда проблематично. Найти оптимальные решения и помочь с пилотированием могут бизнес-акселераторы. Такие площадки, как Severstal SteelTech Accelerator, отраслевой акселератор ГК «Росатом», программа поддержки высокотехнологических компаний «Промтех», уже доказали, что для крупного бизнеса работа со стартапами через акселератор более эффективна. По этому пути решили пойти и в «Роскосмосе».

В конце января этого года НПО «Энергомаш», которое входит в госкорпорацию «Роскосмос», совместно с фондом «Сколково» запустили бизнес-акселератор. Отбор стартапов велся сразу по нескольким направлениям: новые цифровые технологии, двигателестроение, гражданская продукция (например, нефтегазовое, насосное, станочное оборудование, установки для топливно-энергетического комплекса). Из 167 заявок было отобрано десять проектов.

Спектр направлений стартапов-участников был широк: от систем контроля качества на производстве и конструкций двигателей до промышленного искусственного интеллекта и технологий с применением цифровых двойников. Самыми интересными для госкорпорации оказались система быстрого контроля формы труднодоступных объектов, платформа контроля качества и маркировки деталей и сборочных единиц, система предиктивной аналитики и прогнозирования износа инструмента. «Роскосмос» также обратил внимание на керамический газотурбинный двигатель многофункционального применения, высокочастотный индуктивный ракетный двигатель с внешним магнитным полем и виртуальные испытательные полигоны на основе технологии цифровых двойников. Решения по внедрению тех или иных решений будут приниматься после демодня.

«Акселераторы, где идет фокусный отбор компаний под нужды индустрии, — это очень эффективный инструмент работы с инновационными компаниями», — отмечает Илья Воробьев, директор по развитию проектов фонда «Сколково». По его словам, экосистема «Сколково» как раз подходящее место для выстраивания отношений между корпорациями и стартапами из-за сосредоточения крупных индустриальных партнеров и перспективных компаний-разработчиков.

Зачастую у корпораций нет сформулированного четкого запроса на технологии. Ситуация усложняется еще и тем, что процесс от начала обсуждения проекта до его реализации очень длительный, а эффект от внедрения прослеживается не сразу. Фонд «Сколково» берет на себя не только коммуникационные задачи, но и функцию гаранта, подчеркивает Алексей Борисов, директор по акселерации Кластера информационных технологий фонда «Сколково». «От лица фонда мы выставляем гарантии перед корпорациями, что предлагаемые нами компании способны выполнять серьезные проекты. В этом нам активно помогают наши технологические партнеры — из последних удачных проектов, например, можно выделить совместный проект с ИЦ «АйТеко». Они также берут на себя снятие коммуникационных барьеров и помогают продвигать интересные инновационные решения для корпоративных клиентов», — отмечает Борисов. Все это позволяет стартаперам преодолеть ощутимый барьер на пути к рынку — недоверие со стороны корпораций.

В Кластере передовых производственных технологий есть компании, чьи разработки могут пригодиться космической отрасли. Например, модуль с многоканальной плазменной двигательной установкой для малого космического аппарата компании Advanced Propulsion Systems, система мониторинга оборудования от «Твинс-Технолоджи» (входит в группу компаний «Цифра»), система мониторинга инноваций всего машиностроительного комплекса России, которую для Минпромторга делает компания «Эвентос». «Сейчас мы можем предложить «Роскосмосу» не только множество отдельных разработок, но и решения для комплексного подхода к цифровой трансформации и создания центра компетенций. Такой прецедент уже есть в медицине, где мы открыли соответствующий центр по технологиям интернета вещей с поддержкой 5G», — отмечает Борисов.

Подробнее о том, какие решения ищет «Роскосмос», какие барьеры есть на пути взаимодействия с малыми предприятиями и как их преодолевать, мы расспросили директора Исследовательско-аналитического центра госкорпорации Игоря Поташного.

Как происходит внедрение инновационных проектов в ракетно-космическую промышленность в России?

Каждый стартап проходит комплексный анализ, в который входят техническая экспертиза, оценка финансово-экономического состояния компании-заявителя и проверка востребованности предлагаемых продуктов и услуг как организациями госкорпорации, так и на открытом рынке. В отличие от области информационных технологий сроки тестирования и пилотирования проектов в ракетно-космической промышленности более длительные.

Что мешает внедрению стартапов в предприятия госкорпорации?

Во-первых, высокий порог входа проекта на профильный рынок связан со спецификой самой отрасли: с длительными сроками создания новой техники и ее высокой стоимостью. К примеру, чтобы реализовать единственный пока успешный проект в модной теме сверхлегких носителей, компании Rocket Lab понадобилось 10 лет и $300 млн инвестиций.

Во-вторых, деятельность стартапов в ракетно-космической отрасли России затрудняют некоторые административные барьеры. Однако и здесь ситуация постепенно меняется к лучшему: так, в марте 2020 года правительство России утвердило новое Положение о лицензировании космической деятельности. «Роскосмос» разработал его совместно с Кластером космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково». Требования к инновационным решениям заметно упростили. Историческая отраслевая кооперация и наличие специфических требований к системе производства и контроля качества продукции — ощутимый барьер на пути внедрения сторонних инноваций.

Взаимодействие со стартапами по принципу одного окна, которое организуется в «Роскосмосе», позволяет эффективно эти барьеры преодолевать. «Точкой входа» в госкорпорацию для стартапов является Исследовательско-аналитический центр, который организует сбор и экспертизу заинтересованностей от стартапов и инновационных технологических компаний, а также анализирует потребность в продукции и услугах стартапов от организаций отрасли. Подобный подход к взаимодействию дает возможность стартапам не распылять усилия на установление взаимодействия с организациями, на поиск взаимодействия с организациями из структуры госкорпорации и оперативно получать обратную связь.

Почему сложно привлечь инвестиции к инновационным продуктам космической промышленности?

Основная опасность коммерциализации инновационных продуктов — неправильное выявление спроса на создаваемую продукцию или вовсе его отсутствие. Вместе с высокими техническими рисками реализации проектов отсутствие спроса может стать критическим для стартапа. Чтобы обезопасить себя, стартапам необходимо наладить взаимодействие с потенциальными потребителями на максимально ранней стадии реализации проекта, а также организовать выявление и регулярную верификацию рыночного спроса на создаваемую продукцию.

Какие стартапы подходят «Роскосмосу»? 

Организации госкорпорации «Роскосмос» интересуются инновационными компаниями, продукты, услуги и технологии которых можно использовать для решения задач операционной деятельности и реализации перспективных проектов. Например, АО «Российские космические системы» приобрело долю участия в уставном капитале ООО «Азмерит», разработчика миниатюрных звездных датчиков для микро- и наноспутников. Кроме того, организации госкорпорации «Роскосмос» самостоятельно создают малые инновационные компании для расширения присутствия на профильных рынках. «Российские космические системы» в конце 2017 года создали дочернюю компанию «ТЕРРА ТЕХ». Компания предлагает широкому рынку геоинформационные сервисы в рамках коммерциализации деятельности в области дистанционного зондирования Земли.

Какие направления считаете перспективными для стартапов именно в вашей сфере? 

В недалеком будущем будут востребованы инновации в области создания абонентского оборудования связи, передачи данных и высокоточного позиционирования с использованием спутниковой навигации. Пользуются спросом новые проекты по обработке данных дистанционного зондирования Земли и вообще сервисные решения, использующие результаты космической деятельности.

Есть интерес к стартапам, связанным с миниатюризацией бортовых систем космических аппаратов. Все эти инновации будут очень востребованы в рамках реализации программы комплексного развития космических информационных технологий «Сфера». Некоторые компании — резиденты «Сколково» — в рамках проектного офиса программы «Сфера» уже активно участвуют в формировании требований при создании новых инновационных решений по различным направлениям. Это и услуги широкополосного доступа в интернет, и технологии серийного производства малых космических аппаратов, и даже перспективные ракеты-носители.

Как вы оцениваете потенциал российских инноваторов? Как они смогут работать с «Роскосмосом»?

На мой взгляд, благодаря высокому уровню отечественных специалистов и наличию в России сложившихся инженерных школ, серьезному научно-техническому заделу среди инноваторов у нас есть потенциал, чтобы решить много задач космической отрасли.

Под эгидой госкорпорации «Роскосмос» происходит объединение комплекса ракетно-космических предприятий, и этому направлению компания отдает приоритет. Взаимодействие с высокотехнологичными инновационными компаниями как раз и является одной из задач, которая решается в ходе интеграционных процессов в ракетно-космической отрасли.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+