Компанию Google немало беспокоил тот факт, что ее название теперь используют как глагол, означающий поиск в интернете вообще. В последней редакции знаменитого словаря Merriam-Webster уточняется: гуглить — искать информацию именно через Google. Юридическая сторона вопроса гораздо проблемнее. В 2017 году группа истцов в США пыталась добиться признания слова «google» вошедшим во всеобщее употребление, зарегистрировав на себя перед этим более 800 доменных имен с ним. Истцы споткнулись о норму закона, согласно которой правовая охрана товарного знака прекращается, если общеупотребимость касается тех товаров и услуг, по которым он зарегистрирован. Бренд Google же закреплен за компьютерным оборудованием и программным обеспечением, а не за услугами поиска информации.
А вот с уберизацией вышла совсем другая история. Так теперь называют внедрение цифровых платформ, собирающих клиентские заказы и распределяющих их среди исполнителей. Тренд был запущен почти одновременно несколькими компаниями на разных рынках: Uber — в сфере такси, Airbnb — на рынке аренды частного жилья, TaskRabbit — в сегменте бытовых услуг от фрилансеров (список можно продолжить). Но превратиться в термин удалось только первому бренду, и Uber такая популяризация, похоже, устраивает. По крайней мере, поводов для судебных споров пока не возникало.
«Как правило, нарицательными становятся бренды, которые сопровождают какие-то инновационные продукты или услуги, — отмечает Анна Луканина, президент Ассоциации брендинговых компаний России. — При этом инновации сегодня очень быстро копируются и совершенствуются, а вот бренды продолжают жить в умах и сердцах». «Если ты — олицетворение категории, тебе верят больше, а значит, и успех бизнеса вероятнее», — соглашается Александр Деменко, консультант по бренд-менеджменту. По мнению Михаила Дымшица, гендиректора консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры», минусом могут быть лишь вероятные негативные коннотации. Например, «нагуглить» подразумевает, что кто-то собрал информацию, но из-за слабой подготовки не смог оценить ее достоверность.
Риски бренда
Повлиять на такие коннотации брендам не под силу, как и на превращение названий в общеупотребимые понятия. Xerox с 1970-х годов тратил серьезные ресурсы на борьбу с размыванием бренда. В ход шли слоганы в духе «Вы не можете отксерить документ, но вы можете сделать его копию на аппарате Xerox», а то и откровенные увещевания «Используя слово Xerox так же, как слово «зиппер», вы лишаете нашу торговую марку всякой защиты». И тем не менее сейчас ксероксом называют любой копировальный аппарат. Пожалуй, за исключением Монголии, где эти устройства называют «кэнонами» по названию первой компании-импортера.
Названием, которое становится общеупотребимым, могут воспользоваться не только прямые конкуренты. Один из способов защиты бренда как интеллектуальной собственности — регистрация в нескольких товарных категориях, пресекающая попытки опереться на чужую популярность. Однако если в течение трех лет не выпускать товары или услуги в этих категориях, то правовая охрана товарного знака, согласно статье 1486 ГК РФ, прекращается. В большинстве юрисдикций мира есть норма, в соответствии с которой слово, вошедшее в обиход как наименование определенного типа товаров или услуг, может лишиться правовой охраны в качестве товарного знака (в России это статья 1514 ГК РФ). «Такие слова, как «целлофан» или «эскалатор», когда-то были брендами. Но сейчас они не являются охраноспособными товарными знаками, потому что обозначают всю категорию, — рассказывает Андрей Пуртов, куратор программы «Маркетинг и бренд-менеджмент» в Британской высшей школе дизайна. — Роспатент в России или любой другой регулятор в сфере интеллектуальной собственности в иных странах может на основе исследований или мнения эксперта прийти к выводу, что слово стало нарицательным для данной категории, и тогда товарного знака можно лишиться. Конечно, это почетно, что ваше название бренда стало названием целой категории, но аннуляция товарного знака — это не то, о чем мечтает производитель».
Методам такой защиты посвящен ряд лекций программы повышения квалификации Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Для прогнозирования рисков и планирования конкретных действий пригодятся знания о средствах индивидуализации ИС, условиях охраноспособности, типологиях нарушений интеллектуальных прав и вариантах ответных реакций. Лекции по технике правовой безопасности раскрывают хронологию необходимых юридически значимых действий для разных объектов ИС на всех этапах их жизненного цикла. Особая тема — нормы и процедуры защиты и восстановления нарушенных интеллектуальных прав вне специального отраслевого законодательства.
Один из способов защиты товарного знака от признания вошедшим во всеобщее употребление — взвешенный подход к выбору целевых товаров и услуг для осуществления его регистрации. Гендиректор Online Patent, патентный поверенный и преподаватель Digital IP Алина Акиншина в качестве примера приводит историю с защитой Google своего исключительного права на бренд. Андрей Пуртов напоминает о возможности диверсификации режимов охраны нематериального актива, к которым относятся патенты, промышленные образцы, наименования мест происхождения товара, а также законодательство о недобросовестной конкуренции.
«Если есть интеллектуальная собственность, надо думать, как ее защищать разными путями, одного товарного знака может быть недостаточно», — подчеркивает эксперт.
Бремя инноватора
Превращение бренда в имя нарицательное — это своеобразное бремя инноватора. Становясь синонимом категории, бренд, с одной стороны, усиливается, а с другой — создает себе риски: люди начинают обращать больше внимание на потребительские характеристики как таковые, а это уже благоприятный шанс для конкурентов. «Конечно, бренд важен, но сейчас люди в первую очередь смотрят на модель и технические характеристики, — рассуждает Микаэль Аскеров, гендиректор Creative Mind Bureau. — У того же Xerox, как мне кажется, уже нет безусловного лидерства на рынке».
Однако ни Apple, ни Microsoft никогда не сталкивались с проблемами Google или Xerox. Некоторые эксперты считают, что причина в фонетике, морфологии и других специфических языковых характеристиках средств индивидуализации. Проще говоря, с точки зрения филологии одним брендам суждено попасть в толковые словари, а другим нет. К каким последствиям это приведет, зависит как от компаний-владельцев, так и развития рынков. «Когда-то на рынке сотовой связи доминировала Nokia, — напоминает Марк Шерман, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency. — Она была практически именем нарицательным для телефонов, активно обсуждались новые флагманские модели, но в один прекрасный день появился iPhone, и люди поняли, что кнопочные телефоны им не нужны».