К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
IPQuorum

Не брендом единым: что такое интеллектуальный капитал в цифровую эпоху

Не брендом единым: что такое интеллектуальный капитал в цифровую эпоху
Что общего между киносценарием, архитектурным эскизом, музыкальным битом и заметкой в блоге? Все это — интеллектуальная собственность, которой важно уметь управлять.

Новые формы распространения информации порождают повышенный спрос на контент, и его создатели нередко не учитывают, на каком сложном поле они играют. Так, популярный сериал «Бумажный дом» — а точнее, маска, ставшая символом сериала, — недавно оказался предметом спора между фондом Gala-Salvador Dali и компанией Netflix. Фонд заявил о неправомерном использовании образа знаменитого художника, и Netflix поспешила убрать изображения героев в масках с постеров «Бумажного дома». Одна из самых горячих тем в области интеллектуальной собственности в США — татуировки известных спортсменов. Их образы часто используют при создании видеоигр, иллюстраторы копируют тату, а издатели игр потом разбираются с судебными исками, поскольку любое исходное художественное произведение может быть защищено авторским правом. Страховые компании в разных странах уже занимаются сделками с интеллектуальной собственностью на случай претензий по части правообладания. Например, Оргкомитет «Сочи-2014» за три года до Олимпиады застраховал изображения талисманов игр от риска прекращения исключительного права, хотя риск фактически сводился к нулю.

«Помимо устоявшихся видов интеллектуальной собственности, существующих на протяжении многих лет, — товарных знаков, изобретений, программного обеспечения и т. д., с развитием цифровых технологий появляются новые, требующие определения, регулирования и защиты и при этом открывающие владельцам большие возможности монетизации и развития», отмечает президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский.

Эксперты Baker McKenzie выделяют несколько видов нематериальных активов, которые пока прямо не закреплены законом как вид интеллектуальной собственности (ИС), но могут быть коммерциализированы и уже появляются в деловом обороте.

Корпоративная идентичность

Не путать с корпоративным стилем, являющимся одним из способов ее выражения. Корпоративная идентичность — это сочетание элементов, которые идентифицируют компанию: название и логотип, слоган или ряд слоганов и сообщений, объединенных общей идеей (например, рекламная кампания), дизайн помещений, сайта и других, связанных с компанией, объектов и носителей информации, цвета, образы, а иногда еще и звуки и даже ароматы. Корпоративная идентичность неразрывно связана с тем, что в финансовом учете называется goodwill (репутация бренда, клиентская база и партнерские связи компании, лояльность сотрудников и т. д.). Соответственно, как нематериальный актив она не только может быть объектом продажи или лицензирования, но и залогом при кредитовании или взносом при создании каких-либо совместных проектов и новых бизнесов.

Аккаунты и доменные имена

В Гражданском кодексе РФ (часть 4, статья 1225) в списке результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг, которым предоставляется правовая охрана, не указано ничего, что связано исключительно с миром интернета. И это особенность не только российского законодательства. Правовая природа доменных имен и названий веб-сайтов,  блогов, влогов в качестве объектов ИС до сих пор вызывает сомнения либо сложности в регулировании, но эти объекты успешно продаются, покупаются, монетизируются и коммерциализируются как нематериальные активы. Защита прав на товарные знаки может применяться к названиям учетных записей. Аккаунты в социальных сетях, адреса каналов на видеохостингах становятся активами из-за ценности контента и базы подписчиков, не говоря уже о самом контенте, который становится предметом транзакций вместе с учетными записями. Возникают даже онлайн-магазины аккаунтов, где можно выбрать подходящий по количеству подписчиков, просмотров, лайков и т. д. Интеллектуальной собственностью можно считать и посты в соцсетях, если они содержат оригинальный контент — например, литературное произведение или рецепты блюд и напитков.

Права на образ человека

В России образ человека не считается его интеллектуальной собственностью, однако необходимо получать согласие на использование изображения в коммерческих целях. Даже в тех случаях, когда фото или видео сделано в общественных местах и на публичных мероприятиях — если оно является основным объектом использования. В США нет возможности защитить образ путем регистрации, но есть шанс доказать свое право посредством судебных прецедентов и норм законов, защищающих имиджевые права и запрещающих недобросовестную конкуренцию. В Великобритании можно апеллировать к закону о незарегистрированных товарных знаках, по которому человек вправе предоставить свой образ для коммерческого использования (например, оформив в виде лицензии). А в Испании действует Закон о защите изображения физического лица, прямо предписывающий заключать соответствующие соглашения с перечислением конкретных видов использования. Gala-Salvador Dali в споре с Netflix как раз указывал на то, что управляет эксклюзивными правами не только на работы Дали, но и его персону.

К интеллектуальной собственности нового типа эксперты Baker McKenzie относят также телевизионные форматы, выставочные объекты, не персонализированные данные, сертификационные знаки, произведения с неизвестной принадлежностью. Конструкции одежды, обуви, мебели и т. д., а также проектные модели обычно защищены авторским правом, но некоторые из моделей, их элементы, детали или шаблоны могут не подпадать под такую защиту и все же быть отличительными и способными к коммерциализации.

Новые виды ИС предполагают и новые типы транзакций: помимо таких, давно существующих, как приобретение, уступка, лицензирование и залог, еще и проценты роялти, регулярные поступления дохода и проценты дохода, секьюритизация роялти, депонирование контрактов, модели подписки, а также ценные бумаги и производные финансовые инструменты. Как вариант — создание режима совместного владения ИС вместо лицензирования или полной передачи прав. При такой транзакции приобретатель не подвергается риску внезапного прекращения прав использования.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов на пленарном заседании «IP код. Все грани интеллектуальной собственности для человека и экономики»
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов на пленарном заседании «IP код. Все грани интеллектуальной собственности для человека и экономики»·Фото предоставлено пресс-центром IPQuorum

Проблемы, возможности и перспективы управления интеллектуальной собственностью — как классических видов, так и появившихся за последнее время — обсуждались на форуме IPQuorum 10–12 апреля 2019 года в Калининграде.

«Мы видим, как технологии меняют привычную действительность, способы взаимодействия и создают новые миры. В сфере интеллектуальной собственности идет переход к индивидуальному управлению правами» рассказывает Андрей Кричевский.

В декабре 2018 года Суд по интеллектуальным правам РФ впервые разместил информацию об изменении состава правообладателей в блокчейн-сети IPChain — системе онлайн-учета интеллектуальной собственности. По словам Кричевского, поскольку количество объектов ИС огромно, то сетевое взаимодействие является самой эффективной моделью, позволяющей максимально снизить транзакционные издержки. А это время, деньги, усилия и, в конце концов, значимость результатов.

Читать далее

Фото: East News, Getty Images, пресс-служба IPQuorum

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+